В транспортных потоках России наблюдается дисбаланс, основные причины которого недостаточное обеспечение специализированными транспортным средствами, конфликтами ведомственных и межведомственных интересов и документаций, тарифные административные барьеры. Эти факторы непосредственно влияют на транспортировку грузов из морских портов в пункты назначения, делая её более длительной, затратной и рисковой. Такие нерациональные затраты входят в конечную стоимость всех импортируемых товаров. Данная ситуация не мотивирует участников транспортного процессе на совершенствование транспортной системы страны. Всё это может привести к тому, что каким бы качеством и свойствами не обладали продукты промышленности, спрос может стать узколокализованным из-за больших транспортных издержек. Далее продукция не будет конкурентной по отношению к импортной даже на внутреннем рынке.

Около 70 % общего времени доставки грузов приходится на их нахождение в транспортных узлах.В «Транспортной стратегии России за период до 2020 года» [1] выявлена необходимость создания единой сети национальных мультимодальных транспортных узлов и организаций взаимодействия между ними при освоении различных грузопотоков. Такими мультимодальными транспортными узлами могут стать «сухие порты».

Строительство «сухого» порта является важным этапом в реализации программы по повышению эффективности работы транспортно-логистической системы. Основные цели данных мероприятий — снижение транспортных издержек и обеспечение достойной конкуренции.
На базах крупных морских и речных портов формируются транспортные узлы, в которых происходит взаимодействие морского транспорта с железнодорожным и автомобильным.

В список услуг предоставляемых мультимодальным «сухим» портом входят:

— подготовка груза к таможенному досмотру;

-определение веса партий;

-обработка и хранение грузов в крытых складских помещениях и на различных открытых площадках;

-поиск подходящих автопоездов и контроль за их продвижением;

-перегрузка и перевалка экспортно-импортных грузов;

-стивидорные работы;

-консолидация и распределение товаров;

— предоставление сопутствующих услуг: уплата налогов, техническое обслуживание подвижного состава, услуги банковского вида.

Оформление необходимой документации и реализация прочих услуг на подобных мультимодальных терминалах уменьшило бы значительно перегруженность автомагистралей, сократило бы время задержки при пересечении границы в портах.

Большинство контейнерных перевозок из порта осуществляется автомобильными транспортном, это ведет колоссальной нагрузке на автодорожную инфраструктуру. Более того, при многочисленных заторах в припортовой зоне регулярные рейсы между портом и «сухим » портом практически невозможны. Решением этой проблемы стало акцентирование на железнодорожных перевозках. Долю железнодорожных перевозок довольно трудно увеличить в условиях низкой пропускной способности железных дорог на подступах к порту. Предположительно решить данную задачу возможно способом перевода работы железной дороги на магистрально-фидерную систему во взаимодействии с терминалом «сухим» портом.

Появление «сухих» портов решает проблему развития транспортных потоков в городах-портах. Ведется строительство объездных дорог и эстакад, в связи с этим большегрузные автомобили меньше перемещаются по территории города, тем самым не разрушают дорожную инфраструктуру; при этом автоматически снижается аварийность на дорогах. Длинных заторов, возхникающих ранее по причине недостаточной маневренности грузовых автопоездов становится меньше. Объем выхлопных газов снижается, в следствии этого и негативных факторов, влияющих на экологию города — меньше.

О создании «сухих» портов в России впервые заговорили в конце 90-х. Сегодня «сухие» порты связаны железнодорожным и автомобильным сообщением с терминалами больших портов России. Примером такого «сухого порта» является порт Санкт-Петербурга. Идея создания «сухих» портов в России была актуальна на этапе стремительного роста грузооборота.

Важным шагом в развитии логистической инфраструктуры России стало подписание 7 ноября 2013 года в Бангкоке на второй сессии Форума министров транспорта стран Азии межправительственного Соглашения о «сухих портах» (далее — Соглашение) [2]. Соглашение было подписано 14 странами, включая Россию, входящими в Экономическую и социальную комиссию ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).

При выборе месторасположения терминалов такого типа руководствуются наличием в регионе прямых выходов к морям, а также такие критерии как:

• равноудаленность выбранной территории расположения от пограничных переходов и морских портов (не больше 300 км);

• район должен являться естественным центром консолидации грузов из нескольких портов и пограничных переходов;

• быть расположен на пересечении основных железнодорожных и автомобильных трасс федерального значения;

• для избежания перегруженности городских дорог сухой порт должен располагаться за чертой города[3].

Необходимым условие для начала работы «сухого» порта является формирование парка необходимых транспортных средств. При постоянном наличии должного подвижного состава при терминале процесс транспортировки грузов будет происходит без задержек в ожидании транспорта. Благодаря этому рейсы «морской порт — „сухой“ порт» станут регулярными, а простои морского транспорта при погрузке-разгрузке снизятся до минимума. Не нужно будет ожидать пока «накопится» необходимое количество автопоездов для разгрузки судна.При слаженной модели работы «сухих» портов активируется логистическая цепочка "морской порт-терминал-клиент«[4].

Приоритетные мультимодальные комплексы на территории России будут наиболее привлекательными для частных инвесторов там, где их развитие будет сопровождаться поддержкой со стороны государства в части строительства железнодорожных и автомобильных подходов, а также обеспечения развитого качественного транспортного сервиса.

Основные выводы:

Целевыми направлениями работы «сухого порта» являются:

-обработка вагонов и автопоездов, обеспечивающая ритмичную работу портов, морского, железнодорожного и воздушного транспорта, повышение их пропускной и провозной способностей;

-рационализация прибавочной стоимости товаров при переработке их на складах, что позволит выгодно использовать изменения конъюнктуры рынка и повысить конкурентоспособность товаропроизводителей — клиентов терминала;

-организация различной переработки крупнотоннажных контейнеров международного стандарта и других типов груза.

Преимущества осуществления проекта мультимодального терминала:

-Максимальное сокращение нагрузки на порт и автомагистрали города посредством доставки грузов железнодорожным транспортом;

— минимализация нагрузки на окружающую среду;

-создание новых рабочих мест,

-рационализация распределения доходов в географическом плане.

Строительство «сухих портов» — это один из способов совершенствования системы таможенного оформления и контроля, позволяющий разгрузить морские и речные порты и тем самым ускорить товарооборот. Несмотря на то, что законодательная основа пока в этой области имеет ряд недостатков, данная концепция имеет широкие перспективы в будущем.

Список использованной литературы

  1. Ассоциация морских торговых портов(АСОП)[Электронный ресурс]сайт ИА PortNews
  2. Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2012 № 2231-р «О подписании Межправительствен-ного соглашения о «сухих портах».
  3. Николаева, А.И. (науч.рук. В.В. Багинова) Логистические методы и технологии организации функционирования сухих портов.
  4. Технология функционирования Владивостокского транспортного узла при наличии мультимодального терминала "Сухой порт Король Р. Г., Балалаев А.С. Журнал Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова Выпуск № 5 (27) / 2014 .