На территории Российской Федерации активно развиваются электронные сервисы по оказанию государственных услуг и Многофункциональные центры. Особую популярность приобретают системы электронного межведомственного взаимодействия, которые позволяют производить обмен документами в электронном виде без участия заявителя.

К сожалению, система оказания услуг не доведена до совершенства, и создает ряд неудобств при получении различного рода услуг, что непосредственно затронуло и сферу строительства, а некоторые услуги до сих пор не оказываются этими центрами и электронными ресурсами, что оказывает непосредственное влияние на сроки подготовки документации и подачи ее на согласование и трудоемкость процесса получения разрешительной документации.

Рассмотрим предложения возможных методов оптимизации работы электронных сервисов по оказанию государственных услуг и многофункциональных центров.

На некоторых этапах подготовительного периода есть возможность получить согласования по принципу «одного окна», но это принцип распространяется на минимум этих согласований, в частности согласование проектной документации в различных службах г. Санкт-Петербург, таких как Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет по благоустройству, ГИБДД и других.

Для упрощения порядка рассмотрения и согласования документации возможно внести следующие изменения в принцип работы Многофункциональных центров:

1. Расширить круг межведомственного взаимодействия;

Для сокращения сроков согласования проектной документации направлять ее не только на согласования в комитеты и органы исполнительной власти Санкт-Петербурга, но и параллельно — в службы, отвечающие за инженерные сети (ПАО «Ленэнерго», ГУП «Водоканал СПб» и др.) для получения технических условий на подключение и предварительное рассмотрение.

В таком случае на этапе «Согласование проектной документации — Получение технических условий» продолжительность сократится в 2 раза, что позволит съэкономить время не только заявителю, но и сотрудникам согласующих организаций, поскольку им не придется тратить время на личный прием граждан, разрешения вопросов, возникающих в ходе диалога и т.д.

Для этого необходимо ввести строгую форму заявления, в которой заявитель будет конкретно указывать, какие именно согласования и технические условия ему необходимы, а подачу проектной документации обеспечивать в электронном виде, для упрощения рассылки ее всем указанным службам и организациям.

2. Усовершенствовать порядок подачи документации в электронном виде и упростить требования к ней.

Обратимся к документу «Правила Благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга» Государственной административно-технической инспекции. Пункт 1.5. Требования, предъявляемые к электронным документам (при подаче документов в электронном виде): «Файл с цифровым обозначением зоны производства работ должен иметь имя „ПЛАН.PSP“ и включать в себя картографические данные в системе координат МСК-64. К заявке прилагается не более одного файла с расширением PSP».

Как мы видим, одним из требований при подаче документов в электронном виде является наличие файла с расширением *.PSP. PSP — это формат изображения, связанный с PaintShop Pro, приложением для редактирования изображений, с помощью которого можно открыть, создавать и редактировать растровые и векторные графические файлы с помощью таких программ, как:

· Corel PaintShop Pro 2018;

· CorelDRAW Graphics Suite 2017;

· Corel VideoStudio Pro X10.5 Ultimate;

· Canvas X 2017.

Данный пакет программ не входит в программное обеспечение ни одной операционной системы, следовательно, их необходимо устанавливать специально для получения единственного файла с таким расширением. Программы являются платными и не достаточно распространенными.

Это создает определенные трудности при подаче документов заявителем в электронном виде.

Для решения данной проблемы предлагается заменить подобные, нераспространенные расширения файлов на более общедоступные, такие как, например *.PDF либо *.JPEG.

Подобные трудности при подаче документов в электронном идее встречаются не только в ГАТИ, но и в других организациях.

3. Установить определенную этапность.

После согласования всеми заинтересованными службами и организациями проектной документации, без участия заказчика направлять ее на прохождение государственной экспертизы, а после на получение разрешения на строительство.

4. Установить связь между заявителями и организациями, предоставляющими разрешения и согласования, для ускорения их взаимодействия. В том случае если в проектной документации, или в пакете прилагаемых документов имеются определенные замечания, то они в электронном виде отправлялись бы заявителю для корректировки и направления на рассмотрение. Это ускорит работу специалистов, проверяющих организаций.

Таким образом, при подаче Заказчиком проектной документации и документов на земельный участок, при отсутствии замечаний или своевременном их исправлении, Заказчик получит пакет документов, включающий в себя:

1. Согласованную проектную документацию;

2. Заключение экспертизы проектной документации;

3. Технические условия на подключение к сетям инженерно-технологического обеспечения;

4. Разрешение на строительство.

5. Схема организации дорожного движения, согласованная в СПбГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга»

6. Акт Управления садово-парковым хозяйством Комитета по благоустройству и порубочного билета.

7. Ордер Государственной административно-технической инспекции на установку временного ограждения;

8. Ордер Государственной административно-технической инспекции на производство земляных работ.

Следующим и последним этапом станет получение согласований рабочей документации. При условии выполнения 4 пунктов указанных выше, его продолжительность значительно сократится, так как:

1. Согласование будет проводиться по принципу «одного окна»;

2. Все заинтересованные организации будут иметь в своей базе электронную версию проекта стадии «П» и выданные технические условия на данный объект строительства.

В результате общие сроки сбора и согласования необходимой документации значительно сократятся. Специалисты будут заняты непосредственно проверкой и подготовкой документации.

Вышеуказанные рекомендации являются малой частью из всех возможных усовершенствований, поскольку требования к документации постоянно обновляются. Для внедрения их на практике потребуется значительное количество времени и средств. В связи с увеличением объема выполняемых функций потребуется организовать дополнительное количество рабочих мест, станет необходимым постоянное обновление программных средств.

Электронные сервисы по оказанию государственных услуг позволяют сделать нашу жизнь более удобной, экономить наше время, избавляет от мучений в очередях.