В данной статье разработана продукционная модель процесса заключения контракта в теплоснабжающих организациях, описаны все её элементы, выделены основные особенности данной модели.

Ключевые слова: документооборот, продукционная модель.

В настоящее время деятельность теплоснабжающих организаций в области сбыта зависит от постоянного совершенствования управления обслуживанием клиентов. И, зачастую, эффективность осуществления управленческих функций достигается за счет налаженной системы документооборота.

И для повышения управляемости и контролируемости процессов оказания услуг потребителям активно используются механизмы электронного документооборота. [1]

На всех этапах жизненного цикла системы электронного документооборота как программного обеспечения используются формальные модели, в которых к измеримым объектам можно применить математический аппарат.

Примером использования формальных моделей является применение продукционных моделей для оценки работы механизмов электронного документооборота.

Продукционные модели впервые были предложены Постом в 1943г., применены в системах искусственного интеллекта в 1972 г. При исследовании процессов рассуждения и принятия решений человеком пришли к выводу, что человек в процессе работы использует продукционные правила.

Правило продукций (англ. Production) — это правило вывода, порождающее правило. В продукционных системах база знаний состоит из базы данных и базы правил.[2] База данных содержит факты, описывающие вводимые данные и состояние системы, они могут иметь различную форму, но у всех продукционных систем могут быть представлены как группа данных, содержащая имя данных, имена атрибутов, значения атрибутов. [5]

В наиболее простом случае, база знаний содержит набор продукционных правил вида: ЕСЛИ <посылка> ТО <заключение>.

Первая часть продукционной модели, описывающей процесс заключения контрактов теплоснабжающей организации с потребителями тепловой энергии представлен на рисунке 1.


Рис. 1. Процесс заключения контракта теплоснабжающей организации с потребителем тепловой энергии со стороны теплоснабжающей организации

Данная часть модели отображает следующий процесс: после предварительной договоренности теплоснабжающей организации и потребителя тепловой энергии в КИС теплоснабжающей организации высчитываются основные параметры (объем поставки тепловой энергии, тариф, по которому тепловая энергия будет поставляться и т.д.). [3]

После этого специалист договорного отдела готовит оферту контракта и согласует ее с вышестоящим руководством и подписывает электронно-цифровой подписью.

Далее оферта контракта посредством механизмов электронного документооборота передается в систему потребителя. При этом обязательным условием является отсутствие ошибок при передаче в систему потребителя.

Далее необходимые действия проводит потребитель. Данные действия изображены на рисунке 2.


Рис. 2. Процесс заключения контракта теплоснабжающей организации с потребителем тепловой энергии со стороны потребителя тепловой энергии

Потребитель имеет право как одобрить оферту контракта, так и отклонить. В случае одобрения контракт должен быть одобрен Главконтролем и подписан потребителем. В этом случае заканчивается процесс заключения контракта и начинается процесс его исполнения. [4]

В случае отклонения потребителем оферты контракта, он должен прислать протокол разногласий с замечаниями и процесс заключения контракта начинается заново

Таким образом, разработана продукционная модель заключения контракта на основе исследования электронного документооборота в теплоснабжающих организациях, а также поэтапно описан моделируемый процесс заключения контракта для задач совершенствования общей схемы документооборота и управления обслуживанием потребителей, определены преимущества использования данной модели в работе сотрудников теплоснабжающей организации.

Список литературы

  1. Пензев К.И., Михайлова С.В. Исследование методов анализа эффективности документооборота организации // Вестник современных исследований. — 2018. — № 11-3(26). — С.323-326.
  2. Clarence Ellis Team Automata for Groupware Systems. Arizona: ACM SIGGROUP, 2001. P. 415-424
  3. Marc Hoffman, David Shute, Mike Ebbers Advanced Workflow Solutions. New York: Redbooks IBM, 1999. 141 p.
  4. Кондратов Д.В., Перепелкина О.А. Моделирование системы электронного документооборота и делопроизводства // Математическое моделирование, компьютерный и натурный эксперимент в естественных науках. — 2016. — № 4. — С.19-22.
  5. В.М.Пестриков, В.С. Дудкин, Г.А. Петров. — Дискретная математика: учеб. пособие. СПб.: СПб ГТУРП, 2013.- 136 с.