АННОТАЦИЯ: В статье дается оценка демографических процессов, происходящих на сельских территориях за 1990-2014 гг. на примере самого проблемного субъекта РФ — Псковской области. В ходе исследования выделены особенности области, формирующие высокую естественную убыль сельского населения, а именно: превышение удельного веса пенсионеров по сравнению со среднероссийским уровнем на 9,3 %, бедность, сельская безработица, низкое качество жизни.

Положительным является то, что коэффициенты рождаемости в деревнях достигли дореформенного уровня, однако вырос средний возраст матери при рождении ребенка, высока доля внебрачных детей. Естественная убыль сельского населения обусловлена его смертностью, которая превышает среднероссийский уровень в 1,4 раза и характерна для активного населения. Основными причинами смертей являются болезни системы кровообращения, внешние причины, новообразования, болезни органов пищеварения. Распространен алкоголизм, приводящий к самоубийствам у мужчин, отравлениям у женщин. Медицинские услуги селянам малодоступны. Из-за низкого качества жизни селян миграционные процессы нестабильны, часто отток сельского населения превышает его приток.

Авторами предложен комплекс мер по корректировке демографической стратегии, направленный на стимулирование рождения первого ребенка, дополнительную финансовую помощь для многодетных семей, улучшение медобслуживания и т.п.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: демография, сельские территории, рождаемость, продолжительность жизни, смертность, причины смертности, качество жизни, миграция, материнский капитал, меры.

Псковская область лидирует в России по коэффициентам естественной убыли населения на протяжении многих лет. Объективными причинами являются более высокий удельный вес сельского населения и людей пенсионного возраста, низкий уровень бюджетных доходов на душу населения, особенность расселения селян в малочисленных деревнях, что осложняет предоставление своевременного и качественного медицинского обслуживания, большая доля бедных в деревнях. Многие демографические процессы характерны для сельских территорий большинства регионов России, поэтому важно принимать новые решения по корректировке существующей демографической политики.

Данные исследования проводились на основе систематизации статистических данных за 1990-2014 гг. с использованием методических приемов: динамические ряды, группировки, ранжирование, графический, сравнение, обобщение и т.п.

Основным сдерживающим фактором устойчивого развития сельской местности является депопуляция сельского населения. Эта проблема особенно остра для Псковской области. За годы реформ с 1990 г. доля сельского населения в регионе постоянно сокращалась с 36,5 до 29,6% (2014 г.). В абсолютном выражении это сокращение составило 115 тыс. чел. или 37,5%. Городское население за аналогичный период уменьшилось на 14% [1] (рисунок 1).

stratsel_1.png

Рисунок 1.

Динамика численности городского и сельского населения Псковской области, тыс.чел.

В результате оттока сельского населения плотность его уменьшилась за 15 лет на 1,9 чел. на км2 [2].

Плотность сельского населения в трех районах ниже 2 чел./км2, что свидетельствует о тенденции опустынивания этой сельской территории (таблица 1).

Таблица 1.

Группировка административных районов по плотности сельского населения в 2014 г.,чел/км2

Человек на 1 км2 Административные районы
до 2 чел. Струго-Красненский, Плюсский, Бежаницкий
2,1 — 3,0 Локнянский, Усвятский, Себежский, Дедовический, Порховский, Пустошкинский, Гдовский, Красногородский, Куньинский, Новоржевский
3,1 — 4,5 Дновский, Опочецкий, Пушкиногорский, Невельский, Островский, Новосокольнический, Палкинский
свыше 4,5 Печорский, Пыталовский, Великолукский, Псковский (10,63)

Анализ динамики рождаемости показывает, что коэффициенты рождаемости в области устойчиво падали с1990 по 2000 гг. В деревнях рождаемость была ниже в 1,1-1,4 раза по сравнению с городами. Самая низкая рождаемость отмечается в 1999 г. — 7,7 чел. в городской местности и 5,8 — в сельской. С 2007 г. рождаемость растет, к 2012 г. она по городам и деревням сравнялась [1, 3].

Средний возраст населения в сельской местности старше по сравнению с городским на 4,6 лет, в том числе у мужчин на 4,7 и женщин — на 4,9 года.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличивается быстрее у мужчин, хотя женщины живут дольше на 12 лет. По сравнению с Российской Федерацией и Северо-Западным регионом жизнь Псковских жителей короче соответственно на 2,8 и 3,3 года, хотя этот разрыв сокращается. В 2014 г. продолжительность жизни достигла дореформенного уровня. Самая низкая продолжительность жизни сельского населения отмечалась в 2005 г.: у мужчин — 50,8 лет, а в 2004 г. — у женщин — 64,6 года [4].

По возрастным категориям в Псковской области выше удельный вес населения старше трудоспособного и ниже, которые моложе трудоспособного возраста по сравнению со среднероссийскими показателями. Поэтому здесь высокие коэффициенты демографической нагрузки, особенно на сельских территориях (таблица 2).

Таблица 2.

Структура населения по возрасту в России и Псковской области, %

Возрастные группы Российская Федерация Псковская область
2002 г. 2010 г. 2014 г. 2002 г. 2010 г. 2014 г.
Всё население в возрасте: моложе трудоспособного 18,1 16,2 17,6 16,2 14,2 15,6
трудоспособное 61,4 61,6 58,4 58,3 59,4 55,9
старше трудоспособного 20,5 22,2 24,0 25,5 26,4 28,5
Итого 100 100 100 100 100 100
Сельское население в возрасте: моложе трудоспособного 21,4 18,7 19,9 15,3 13,1 14,6
трудоспособное 56,0 59,2 55,8 50,3 55,4 51,8
старше трудоспособного 22,6 22,1 24,3 34,4 31,5 33,6
Итого 100 100 100 100 100 100

Суммарный коэффициент рождаемости в сельской местности с 1990 по 1999 гг. снижался до 2000 г., затем стал расти и достиг уровня 1990 г. в 2012 г. [5, 6]. За весь анализируемый период коэффициенты рождаемости в деревнях были выше, чем в городах, что говорит о большем наличии многодетных семей в сельской местности по сравнению с городами (таблица 3).

Таблица 3.

Суммарный коэффициент рождаемости городского и сельского населения Псковской области

Годы Все население Городское
население
Сельское
население
1 2 3 4
1990 1,84 1,70 2,23
1995 1,24 1,14 1,51
2000 1,15 1,11 1,27
2005 1,28 1,17 1,64
2010 1,51 1,37 1,98
2014 1,70 1,52 2,36

Имеют место «отложенные роды», когда женщины стали рожать в более старшем возрасте. Средний возраст матери при рождении увеличился с 2000 г. на 2,9 года в городах, на 1,5 — в селах и составил в 2014 г. — 26,7 лет.

Растет количество родившихся детей у женщин, не состоящих в браке. С 1990 г. этот показатель удвоился. В сельской местности рождается внебрачных детей в 1,4 — 1,5 раза больше, чем в городах. Самый высокий показатель рождаемости внебрачных детей был в городской местности в 2002 г. — 28,6%, в сельской местности в 2003 г. — 41,5%. После этих лет отмечается положительная динамика снижения числа родившихся детей у женщин, не состоящих в браке.

Тенденция рождения внебрачных детей матерями в возрасте от 20 до 40 лет характерна как для городов, так и для деревень. В общем числе разводов преобладают расторгнутые браки семей с детьми.

Коэффициенты естественной убыли сельского населения выше по сравнению с городским в 2,1 — 3,2 раза по отдельным годам, а в 1992 г. — в 4,2 раза. Самая высокая естественная убыль населения в 2014 г. была в семи районах из 24.

Естественная убыль сельского населения обусловлена в основном его высокой смертностью (рисунок 2).

stratsel_2.png

Рисунок 2.

Естественный прирост(+), убыль (-), на 1000 человек населения Псковской области

По уровню смертности Псковская область лидирует как по Северо-Западному федеральному округу, так и по Российской Федерации. После 2010 г. по сравнению с предыдущими периодами это превышение несколько ниже — в 1,4 раза. [7]. Смертность на селе значительно превышает смертность в городах. Самая высокая смертность отмечалась в 2002 г.: в городской местности — 20,8 чел., в сельской — 32,9 чел.

Основными причинами смерти на селе являются болезни системы кровообращения, онкология, неестественные смерти. Высокие показатели смертности по указанным причинам отмечаются в 2000 г. В 2014 г. они снизились до уровня 1990 г. (таблица 4).

Таблица 4.

Коэффициенты смертности в городской и сельской местности Псковской области по основным классам причин смерти (число умерших на 10000 человек населения)

Причины смерти 1990 г. 2000 г. 2014 г.
город село город село город село
1 2 3 4 5 6 7
Всего умерших 113,5 215,7 182,8 298,0 166,3 227,4
в том числе по причинам смерти от: болезней системы кровообращения 68,0 139,5 104,7 193,5 98,7 140,3
новообразований 21,1 27,9 24,3 26,9 25,2 24,0
несчастных случаев, травм, отравлений 12,2 22,8 27,2 35,1 15,6 22,8
из них от: транспортных всех видов травм 37,0 3,4 3,7 2,6 3,7
случайных отравлений алкоголем 9,4 2,8 2,7 1,3 2,1
самоубийств 34,2 4,0 8,3 1,8 2,6
болезней органов дыхания 5,1 15,2 8,8 11,6 5,7 9,2
инфекционных и паразитарных болезней 0,8 1,7 2,2 3,2 1,4 1,8
из них от туберкулеза всех форм 0,5 1,2 1,8 2,6 0,9 1,3
болезней органов пищеварения 2,4 3,2 5,5 5,0 9,8 10,3
прочих причин смерти 3,6 5,0 10,1 22,7 9,8 19,2

Смертность от неестественных причин на селе значительно выше по сравнению с городами: в 1,6 раза — от отравлений алкоголем; 1,4 раза — вследствие самоубийств; 1,4 раза — от транспортных травм. Смертность от отравлений алкоголем косвенно свидетельствует об алкоголизации сельского населения. Там, где больше употребляют алкоголя, наблюдается более высокая убыль населения.

В сельской местности смертность в трудоспособном возрасте выше, чем в городской, как у мужчин, так и у женщин. В активном возрасте люди умирают в основном от болезней системы кровообращения, внешних причин, новообразований и болезней органов пищеварения. Среди внешних причин большинство погибает от транспортных травм, самоубийств у мужчин, отравлением алкоголем — у женщин. Следует отметить, что в деревнях смертность от туберкулеза в 1,4 раза выше, чем в городах, что объясняется низким качеством сельской жизни и медицинских услуг.

Коэффициенты младенческой смертности по классам причин в сельской местности с 1990 по 2005 г. превышали эти показатели по сравнению с городами, в 2010 г. они сравнялись, в 2014 г. снизились на 20%. Сложившаяся положительная тенденция объясняется повышением качества услуг родильных домов, расположенных в административных районах области и перинатальном центре.

Одной из причин высокой смертности населения региона является состояние здравоохранения (таблица 5) [8, 9].

Таблица 5.

Состояние здравоохранения Псковской области

Годы Число на конец года На 10000 чел. населения
медучреждений фельдшерско-акушерских пунктов больничных коек врачей среднего медперсонала
1990 84 671 142,3 37,7 127,9
1991 81 657 140,8 33,8 105,3
1992 81 582 126,2 33,7 102,6
1993 95 630 134,5 36,2 108,3
1994 91 613 129,6 35,5 106,6
1995 91 610 125,3 33,2 105,8
1996 86 595 122,2 33,1 107,4
1997 78 579 122,6 33,6 107,8
1998 86 570 122,7 34,5 106,5
1999 81 567 122,1 34,6 110,4
2000 86 565 125,8 34,5 106,7
2001 86 561 128,0 34,0 108,6
2002 82 551 125,8 33,9 108,6
2003 67 551 122,6 34,3 112,5
2004 65 547 128,1 34,5 112,5
2005 61 529 132,5 34,5 114,1
2006 53 464 124,1 34,4 110,7
2007 51 442 122,8 34,7 112,3
2008 47 417 104,6 32,8 100,8
2009 47 401 100,7 33,2 101,9
2010 48 381 103,4 34,6 109,0
2011 48 371 103,4 35,5 108,6
2012 45 355 98,9 35,61) 107,5
2013 43 347 90,5 35,51) 106,1
2014 46 353 90,0 33,61) 105,7

1) Без учета численности аспирантов, клинических ординаторов и интернов.

Количество медучреждений области катастрофически сокращается, находятся они кроме ФАП на территориях городов и рабочих поселков. На фоне отрицательной динамики состояния здравоохранения Псковской области медуслуги для большинства селян стали малодоступными, что усугубляется плохим состоянием сельских дорог.

Проводимые структурные преобразования в здравоохранении не совсем продуманы, зачастую это субъективные решения управленческого персонала. Хотя следует отметить, что связь между уровнем смертности, наличием медперсонала, ФАП и койко-мест в разрезе сельских территорий области весьма слабая. Во-первых, население вымирает быстрее по сравнению с темпами реформы в здравоохранении, во-вторых, лечебные учреждения расположены в основном в административных центрах. В-третьих, смертность зависит от комплекса других социально-экономических факторов.

Причиной заболеваемости и высокой смертности является также качество питьевой воды, которую мы употребляем каждый день. Научно доказано, что на здоровье человека большее влияние оказывает качество питьевой воды, чем медицинское обеспечение. Обеспечение населения питьевой водой в Псковской области является одним из самых плохих в России и имеет тенденцию к ухудшению [10]. На сельских территориях области 60% водопотребления осуществляется из подземных источников. Качество воды водоемов относится к категории «загрязненная». Источниками загрязнения являются: для подземных вод — свалки бытовых отходов, склады горюче-смазочных материалов, навозохранилища и т.п. Значительное превышение ПДК характерно для подземных вод по санитарно-химическим характеристикам. Положение с ремонтом и реконструкцией систем водоснабжение и водоотведение муниципальных образований приобретает критический характер. Эта проблема на протяжении многих лет не решена, требует больших финансовых вливаний из бюджетов всех уровней (рисунок 3).

stratsel_3.png

Рисунок 3.

Ввод в действие водопроводных и канализационных сетей в сельской местности Псковской области

Можно выделить следующие причины высокой смертности сельского населения: низкий уровень качества жизни селян, гибель от неестественных причин, слабая доступность качественных медицинских услуг, безработица, нестабильность социально-экономической обстановки, низкое качество питьевой воды, высокий удельный вес пенсионеров, пьянство.

Естественная убыль населения в 1990-2004 гг. компенсировалась миграцией из стран ближнего зарубежья и других регионов (рисунок 4).

stratsel_4.png

Рисунок 4.

Миграция населения Псковской области, чел.

Однако с 2005 г. миграционный отток превышал приток, в 2012-2013 гг. имел место небольшой прирост миграции, в 2014 г. опять наблюдался отток населения. Положительная миграция из-за пределов региона характерна для сельской местности, для городской же — отрицательная. Хотя в 2014 г. в сельской местности миграционный отток составил 120 чел. Покидает регион население в трудоспособном возрасте в поиске рабочих мест и более высокой зарплаты. Прибывают в регион часто в связи с приобретением жилья. Вынужденные переселенцы приезжают в основном из южных стран СНГ — 85-87%.

Миграционные потоки требуют межведомственной координации на региональном уровне. Зачастую человек получает статус переселенца, российское гражданство, субсидии на приобретение жилья и покидает регион, не неся никакой ответственности за предоставленные государством льготы. Целесообразно с мигрантами заключать договора о проживании в сельской местности не менее 10 лет.

В период экономических кризисов, как правило, рождаемость снижается, а смертность растет. В связи с продлением срока «материнского капитала» есть вероятность, что женщины рискнут родить второго ребенка. На сельских же территориях в связи с растущей безработицей детские пособия и другие льготы зачастую являются основным источником существования. Однако большинство многодетных семей относятся к малоимущему и бедному населению. Чтобы не воспроизводить бедность в будущем, необходимо дать шанс детям получить образование, хорошую профессию. Предлагается повысить возрастную планку финансовой поддержки многодетных семей, так как при достижении ребенком 18-летнего возраста семья, имеющая трех и более детей, теряет статус многодетной. Поэтому целесообразно продлить предоставление существующих льгот на период обучения ребенка.

Действующая демографическая политика, направленная на поддержку многодетных семей, что позволяет повышать коэффициент воспроизводства. Однако на фоне отложенных родов, которые отрицательно влияют на здоровье новорожденных, а значит и генофонда, необходимо изменить демографическую стратегию. Экономическими стимулами вызывать желание у женщин рожать первого ребенка и в более раннем возрасте. Для этого предлагается выплачивать материнский капитал на первого ребенка или при его отмене жилищную субсидию в размере 500 тыс. руб. На каждого последующего ребенка установить наряду с декретными целевые пособия в размере не менее 100 тыс. руб. Продлить оплату отпуска по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет для неработающих мам. Предлагаемые меры актуальны как для селян, так и для горожан. В связи с финансовыми ограничениями целесообразно внедрить их в качестве эксперимента на сельских территориях регионов, где естественная убыль сельского населения выше среднероссийских показателей. Запустить пилотный проект по новой демографической политике в Псковской области.

Необходимо восстановить фельдшерско-акушерские пункты в сельской местности первоочередно в селах, где проживают женщины детородного возраста и девочки. В связи с шаговой недоступностью в сельской местности большинства социальных услуг предоставлять молодым семьям автомобиль отечественного производства.

Требуется создание новых рабочих мест там, где прекратили деятельность сельскохозяйственные предприятия. По данным Росснедвижимости, в Псковской области не закреплены за сельхозтоваропроизводителями около 500 тыс. га сельхозугодий, не используется более половины. Эти земли необходимо передать в муниципальную собственность и организовать на них государственные сельскохозяйственные предприятия, а также передавать сельхозугодья вновь организованным фермерским хозяйствам в аренду с дальнейшим выкупом.

Селяне истосковались по стабильной работе, поэтому из-за беспросветной нужды, безработицы, низкой заработной платы в сельхозпредприятиях, неразвитости социальной сферы распространен алкоголизм. Для снижения смертности, особенно в активном возрасте, необходимо ввести принудительное лечение от алкоголизма.

Снижение смертности селян напрямую зависит от доступности медицинской помощи. Решение этой проблемы весьма затруднительно для Псковщины, так как расселение близко к хуторскому, и только 5% деревень с численностью жителей более 100 чел. Нормативный метод оказания медицинской помощи для таких регионов не подходит. Здесь целесообразны мобильные медицинские услуги и увеличение численности пунктов скорой помощи. Все это должно увязываться с обеспечением транспортной доступности населенных пунктов.

Для корректировки целевых программ по демографии требуется статистическая информация по каждому поселению, которая должна быть доступной.

В целом же необходим комплексный подход к повышению качества жизни сельских жителей, удельный вес которых в России 27% в общей численности. Российская конституция гарантирует равные права граждан России, власть должна исполнять основной закон, повернуться лицом к проблемам сельских территорий.

Библиографический список

  1. Демографические показатели Псковской области. Стат. сборник/ Псковстат, — П., 2015. с.114.
  2. Муниципальные районы и городские округа Псковской области — социально экономические показатели. Стат. сборник в 2т. /Псковстат — П., 2015.Том 1. с.109.
  3. Демографические показатели Псковской области. Стат. сборник/ Псковстат, — П., 2012. с.74.
  4. Псковский статистический ежегодник: Стат. сборник в двух томах/ Псковстат, — П., 2006. Т 1. с. 208.
  5. Демографические показатели Псковской области. Стат. сборник/Псковстат, — П., 2001. с. 112.
  6. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140095700094, дата обращения 28.03.2015.
  7. Регионы Северо-Западного федерального округа. Социально-экономические показатели: Стат. сборник /Комистат, — Сыктывкар, 2014. с.197.
  8. Псковский статистический ежегодник: Стат. сборник в двух томах/ Псковстат, — П., 2011. Том 1. с. 198.
  9. Псковский статистический ежегодник: Стат. сборник/ Псковстат, — П., 2014. с. 340.
  10. Областная долгосрочная целевая программа «Чистая вода Псковской области на 2012-2017 годы», от 28.03.2012. № 152 с. 39.