Несмотря на общие положительные результаты развития нефтегазовой промышленности, в ее работе сформировались проблемные ситуации и негативные тенденции.

К сожалению, имеющийся опыт государственного управления в нефтегазовом секторе не дает поводов для оптимизма. Разработанные федеральные программы и отдельные меры, предпринимаемые на региональном уровне, в большинстве своем не дали заметных результатов.

Следовательно, необходимы глубокие изменения в системе государственного управления и экономической политике [4].

Выделим основные преобразования, которые хотелось бы предложить для совершенствования нефтегазовой отрасли в России:

— введение налога на добавленный доход от добычи нефти;

— сохранение и развитие партнерских отношений с ЕС и США;

— осуществлять поддержку исследований и освоения новых технологий.

Введение налога на доход от добычи позволяет снизить чувствительность налоговой нагрузки к изменению цены на нефть. Допустим, льготы на такие месторождения компании будут получать по квоте, которая будет зависеть от их доли в общей добыче в стране. При том что в 2016 г. в России было добыто 526,7 млн т нефти и газового конденсата, на новую систему можно будет перевести лишь 1-3% добычи.

Риски для бюджета при цене нефти в $50 — от $621 млн до $1,656 млрд. и увеличиваться вместе с ценой нефти. Предложение относительно, ведь если для действующих месторождений выплаты будут более ли менее стабильны и даже снижены, то новые участники могут как выиграть, так и проиграть. Тем ни менее, я считаю, что ставка имеет место быть, ведь налог начинает взиматься после того, как окупятся капиталовложения в месторождение.

Следовательно, в главе 2, статье 12, 13 и главе 3, статье 19 налогового кодекса РФ нужно добавить данный вид налога.

Поговорим о партнерстве со странами Евросоюза и США.

Так как в Америке закончились выборы, что было главным инструментом воздействия на взаимоотношения между Россией и Европой, все договоренности, которых удавалось достигать, вдруг резко изменялись в связи с тем, что американцы смотрели на эти позиции в зависимости от той или иной партии. Сейчас Дональдом Трампом были озвучены довольно интересные инициативы, особенно в сфере энергетики и появилась перспектива сотрудничества.

Зона свободной торговли между США и ЕС предусматривает объединение их высокотехнологичных экономик. Что, безусловно, ужесточит конкуренцию за рынки сбыта, источники сырья, выгодные сферы вложения — и это все есть в России. Основными агентами экспортной экспансии станут транснациональные корпорации и банки. И мы в России должны учитывать возможные последствия. С одной стороны, выиграют те компании, которые быстро найдут свои ниши. В целом, повысятся темпы и уровень развития ряда стран. С другой стороны, усилится диспропорция в экономиках многих стран, которые этот альянс создают.

Следующим важным вопросом является ряд прорывных технологий, которые будут определять завтрашнее развитие цивилизации в целом. Важно внедрить и обеспечивать административный механизм госрегулирования в вопросах, связанных с энергоемкостью и металлоемкостью. Мы очень расточительны — по некоторым оценкам, мы до 450 млн. тонн в год сжигаем напрасно. Они эквивалентны 80 % нефти, которую мы добываем. Но прежде, чем замахиваться на глобальные технологии, мы должны навести порядок в том, чем владеем. Сделать нашу работу максимально эффективной и конкурентоспособной. Главная цель для России в сырьевой сфере на ближайшие пять лет — навести организационно-правовое обеспечение и регулирование того хозяйства, которым мы владеем и это будет равно плюс трем объемам ВВП [3].

Мы не вправе считать, что, если у нас много ресурсов, значит у нас богатая страна. Теоретически это так, но богата та страна, которая по-хозяйски рационально их использует. Поэтому главным двигателем прогресса являются инвестиции в технологии.

Невозможно отрицать фундаментальную роль инноваций в развитии нефтегазовой промышленности. Технологические инновации оказывают огромное влияние на все аспекты и звенья цепочки поставок. Технический прогресс, начиная с трехмерного и четырехмерного формата сейсмологических изысканий и заканчивая усовершенствованием технологий фракционной перегонки и изомеризации, сжижения газов, оказывает огромное влияние на процессы разведки, бурения, добычи, переработки и сбыта нефти и газа [1].

Создание системы кластеров приведёт к выпуску продукции нефтехимической и газохимической отраслей соответствующую современным экологическим стандартам. В конечном счёте повысится инновационный потенциал регионов, возрастут объёмы производимого валового продукта как регионами, так и страной в целом [2].

Список использованных источников:

  1. Беренс В. Руководство по оценке эффективности инвестиций /Пер. с англ. -М.: Интерэксперт, 1995.
  2. Володина А.А. Влияние государственного регулирования на развитие нефтегазового комплекса регионов России // Экономика. Право. Менеджмент. — Сборник трудов молодых исследователей БГУЭП. — Иркутск, Выпуск 1, 2014.
  3. Громов А., Куричев Н. «Витязь» на распутье // Нефть России. — 2012. —  1. — С. 19–23.
  4. Евпанов Е. Модернизацию экономики нужно начинать с нефтегазового комплекса // Российская Бизнес-газета. — 2011. —  783/1. — с. 16.