Аннотация: в статье рассматриваются особенности городских округов как отдельного типа муниципальных образований. Автор на примере Рузского городского округа выявляет причины, позитивные и негативные стороны создания городского округа, а также возможные перспективы.

Ключевые слова: городской округ, Рузский городской округ, реформа местного самоуправления, социально-экономическое развитие регионов, общественное пространство.

Вопросы развития местного самоуправления и административно-территориального деления на муниципальном уровне в современной России являются актуальными. В последние годы интерес к данной проблематике возрос, что связано в первую очередь с обострившимися финансовыми проблемами муниципальных образований. Сложившаяся система районного управления базируется на механизме взаимодействия государственной власти регионального уровня и конгломератов небольших муниципальных образований, которые практически лишены реальной финансово-экономической базы, однако их власти ответственны за ряд важнейших социально-экономических вопросов. Подобное положение дел приводит к дезорганизации системы управления на местах [7, с.46], что негативно сказывается на социально-экономическом развитии регионов в общем и целом. Процессы по объединению муниципальных районов в городские округа, протекающие в последнее время, наглядно демонстрируют как перспективы, так и проблемы муниципального развития.

Одним из примеров создания городских округов является Рузский городской округ Московской области. Территориально данный округ соответствует Рузскому муниципального району. В состав территории Рузского муниципального района входит два городских поселения (Руза, Тучково) и пять сельских поселений (Колюбакинское, Волковское, Дороховское, Старорузское, Ивановское) Административный центр — г. Руза. Решение об объединении вышеуказанных поселений в городской округ содержится в Законе Московской области «Об организации местного самоуправления на территории Рузского муниципального района» [3]. В качестве представительного органа данным законом устанавливается Совет депутатов Рузского городского округа, численность которого составляет 21 депутат. Глава городского округа избирается Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.

Рузский городской округ представляет собой один из трех возможных вариантов объединения городских и сельских поселений — границы Рузского муниципального района не изменилась [1, с. 127]. Процесс слияния и централизации администраций городских и сельских поселений привел к тому, что созданная администрация Рузского городского округа имеет в качестве структурных подразделений территориальные администрации (представительства), ранее имевшими независимость. Все администрации объединены под общим руководством главы администрации Рузского городского округа — таким образом произошла централизация муниципальной власти с сокращением ее штатной численности не менее чем на четверть (Рис.1). Что же касается выборных органов — созданный Совет депутатов Рузского городского округа заменил все прежние представительные органы поселений Рузского муниципального района.

mchsslsht_1.png

Рис.1

О прямых причинах создания Рузского городского округа сведений отсутствуют. В интервью, данном главой Рузского района Сергеем Макаревичем незадолго до объединения, он сообщил о необходимости оптимизации управленческих и бюджетно-финансовых процессов. Макаревич указал на тот факт, что летом 2016 года ураганом был разрушен поселок Колюбакино, который удалось оперативно восстановить лишь с помощью соседских поселений; в случае консолидации бюджета подобные задачи будет решить гораздо проще [6]. Поскольку создание городских округов имеет социально-экономические цели, то ответ на вопрос о возможных причинах объединения следует искать именно в социально-экономическом состоянии района. В 2016 году произошел регресс по целому ряду значимых экономических показателей по отношению к 2015 году. Если сравнивать период январь-сентябрь 2016 года по отношению к аналогичному периоду 2015 года, то выяснится что:

— темп роста инвестиций в основной капитал составил 47,5%, то есть объем инвестирования снизился более чем в два раза;

— темп роста начисленной средней заработной платы составил 103%, что ниже уровня официальной инфляции;

— темп роста построенных населением индивидуальных жилых помещений — 69,1%;

— темп роста фонда заработной платы — 96,8%. Отрицательный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) имели 2 из 7 муниципальных образований — поселения Старорузское (-13,5 млн. руб.) и Ивановское (-2,7 млн. руб.) [2].

Объединение в городской округ способно создать единое общественное пространство. Одним из достоинств общественного пространства является тесная взаимосвязь с муниципальной, в первую очередь молодежной политикой, что служит стратегическим императивом развития небольших городов и поселений [4, с. 49].

Несмотря на то, что в Российской Федерации уже имеется опыт создания городских округов, универсальных критериев для определения необходимости данного преобразования не определено. Необходимость данных преобразований зачастую диктуются «сверху» и не учитывает тот факт, что каждый городской округ отличен индивидуальной структурой, причиной и историей создания, а также дальнейшими перспективами. На сегодняшний день в России существует более 500 городских округов. Подобное усиление уровня централизации власти не лучшим образом сказывается на политической культуре населения, что усугубляется отменой прямых выборов глав городских округов и поселений. Граждане не только отстранены от выборов градоначальника, но также и избирают меньшее число депутатов. В данных условиях не стоит рассчитывать на рост политической инициативы и самосознания населения, что является препятствием на пути становления полноценного гражданского общества.

Вместе с этим нельзя не признать тот факт, что бюрократический аппарат как на государственном, так и на муниципальном уровне весьма многочисленен, что создает большое число смежных компетенций и снижает общую эффективность их работы.

mchsslsht_2.png

Рис.2

Таким образом, объединение муниципальных районов в городские округа имеет следующие положительные стороны (Рис. 2):

— оптимизация численности бюрократического аппарата. Высвободившиеся финансовые ресурсы направляются на развитие округа;

— централизация системы власти. Построение строгой властной вертикали позволяет повысить качество управленческих процессов;

— консолидация муниципальных бюджетов. Собственно говоря, данная консолидация и является основной задачей объединения;

— крупные муниципальные образования имеют большие шансы получить государственную поддержку относительно небольших районов;

— обеспечение единства социально-экономической политики;

— возможность создания единой социально-культурной среды.

Несмотря на явные достоинства, создание округов имеет и недостатки:

— ослабление представительных начал осуществления власти народом на местном уровне. Создание одного сокращенного представительного органа на уровне округа производится взамен существования представительных органов объединяемых муниципальных образований;

— централизация власти может привести к формализации учета мнения и потребностей населения, тогда как одной из ключевых особенностей муниципальной власти является тесное взаимодействие с народом;

— одним из следствий консолидации бюджета является перераспределение финансовых потоков на уравнительных началах, что крайне невыгодно для тех городских и сельских поселений, которые можно назвать экономически благополучными.

При соотнесении позитивных и негативных факторов создания городских округов можно выявить дальнейшие перспективы проведения политики укрупнения муниципальных образований, а именно:

— повышение эффективности государственного и муниципального управления;

— снижение численности бюрократического аппарата и числа представительных органов;

— снижение уровня реальной политической свободы населения и, соответственно, политической культуры.

Таким образом, проводить политику укрупнения муниципальных образований необходимо проводить индивидуально. Кроме того изучив имеющийся опыт и сопоставив полученные результаты необходимо выработать универсальные критерии оценки для определения необходимости укрупнения муниципалитетов, и соответственно, по этим критериям можно выявить муниципальные образования, в которых укрупнение существенно улучшит качество жизни населения.

Литература:

  1. Бойков Д. В. Неопределенность муниципальной территориальной структуры: перспективы развития существующих вариаций городских округов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 3. С. 135-140.
  2. Доклад об экономическом положении Рузского муниципального района в январе-сентябре 2016 года [Электронный ресурс] // Официальный портал Администрации Рузского городского округа. Режим доступа: http://ruzaregion.ru/nash_rajon/ekonomika_rajona (дата обращения 12.03.2017).
  3. Закон Московской области от 28.12.2016 N 184/2016-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Рузского муниципального района» // «Ежедневные Новости. Подмосковье», N 4, 12.01.2017.
  4. Королева Е. Н., Масько Д. Е. Создание общественных пространств — стратегический приоритет развития малых российских городов // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2014. № 3-4. С. 43-50.
  5. Рузский район готовится стать городским округом [Электронный ресурс] // Рузское информационное агентство. Режим доступа: http://inruza.ru/intervyu/ruzskiy-rayon-gotovitsya-stat-gorodskim-okrugom (дата обращения 12.03.2017).
  6. Стрижкина И. В. Общероссийская тенденция укрупнения муниципальных образований в условиях реформирования местного самоуправления // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2010. № 7-1. С. 45-52.