Аннотация: В докладе говорится о ведущей роли игровой деятельности в обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью. Сюжетно-ролевая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых, выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребёнка в самых общих смыслах человеческой деятельности. Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию настойчивости, целеустремлённости и социализации в социум.

Ключевые слова: Сюжетно-ролевая игра, интеллектуальная недостаточность, развитие, взаимоотношения, игровая деятельность, роль, ситуация.

Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка. Говоря о нормально развивающемся ребенке, все это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий.

Но совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью. Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается, как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением с взрослыми. И, несмотря на это, развитие детей с нарушением интеллекта проходит те же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка, т. е. происходит последовательная смена ведущего вида деятельности, определяющей переход от одной стадии к другой.

В сюжетно — ролевых играх содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал. Сюжетно-ролевые игры различны по тематике, по глубине отражения действительности. Они индивидуальны и по эмоционально — выразительной характеристике и осознанию жизненного опыта. Вместе с тем в творческих сюжетных играх заложена основа для коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и совместного решения игровых задач, перехода к отображению в игре взаимоотношений людей.

Сюжетно-ролевая игра при правильном её формировании решает задачи умственного, нравственного, физического и эстетического развития каждого ребенка начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов её развития формируется личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми.

В целом, правильно сформированная игра подготавливает благоприятную базу для дальнейшего развития детей с нарушением интеллекта, дает возможность для их ранней социализации и в перспективе успешной интеграции в обществе. Все вышеизложенное доказывает, что именно в сюжетно — ролевой игре дети приобретают навыки социальной активности. Для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью — игра становится незаменимым орудием интеграции в социум.

В структуре игры как деятельности можно выделить следующие элементы: мотив, тема, сюжет, игровое действие, игровая роль, воображаемая ситуация, игровой материал.

Первоначально мотивом игры ребёнка выступает игровое действие, посредством которого он овладевает предметным миром. Постепенно в игре ребёнок начинает видеть в предмете не только то, как относится к нему человек, но и какие взаимоотношения возникают между людьми по поводу использования этого предмета. Таким образом, мотивом игры становится возможность взаимодействия с другими участниками игры.

Тема игры представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре (например, «семья», «поликлиника», «магазин»).

Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Внутри одной темы могут самостоятельно реализовываться разные сюжеты. Например, игра «в магазин» может быть игрой в овощной магазин, в продовольственный, универмаг и т. п. Сюжет игры зависит, в первую очередь, от близости темы личному опыту ребёнка, и от используемого в игре материала. Однако его значение по мере развития игры меняется. Так в младшем школьном возрасте материал определяет тему и сюжет игры, позднее, определив сюжет, дети приписывают предметам желаемые для них свойства.

Роль, которую берёт на себя ребёнок, является смысловым центром игры и для её осуществления служит создаваемая игровая ситуация, и игровые действия. Обязательным условием выполнения ребёнком роли какого-либо человека является выделение характерных признаков выполняемой им деятельности. Организую и провожу внеклассные мероприятия с использованием сюжетно-ролевых игр, что в свою очередь развивает речь и словарный запас детей, демонстрирует способы взаимодействия героев, их взаимоотношения.

  

Руководя игрой, оказываю влияние на ее содержание, организую жизнь детей в игре, их взаимоотношения, стараюсь воздействовать на все стороны личности ребенка: на сознания, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Организуя жизнь детей в игре, пытаюсь формировать не только игровые, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры.

Когда мы с детьми играли в игру «Поликлиника», каждый из них с огромным желанием и интересом брал на себя роль врача и больного. В игре врач внимательно осматривал и лечил пострадавшего. Играть в эту игру воспитанникам очень понравилось. Особенности сюжетно-ролевой игры, прежде всего в том, что в ней ясно обнаруживается самодеятельный характер.


Дети сами, по своей инициативе создают игру и живут в ней. Самые любимые, самые нужные детям игры — это те, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать в гости, в город, состряпать обед, вызывать скорую помощь... Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления.


Дети любят сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра носит целенаправленный характер. Играя в пекаря, они фантазируют, творят.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра выступает как эффективное познание ребенком предметной и социальной действительности. Кроме того, игра, как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые, но и реальные отношения, способствуют социальной адаптации младших школьников с ОВЗ.

Список использованной литературы

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой/Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение,1987. — 230с.
  2. Воспитание детей в игре/под ред. Д.В. Менджерицкой. — М.: Просвещение,1979. — 336 с.
  3. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников/под ред. Н.П. Долгобородова. — Ленинград, 1969. — 340с.
  4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Л.С.Выготский // Вопросы психологии. −1966.-№ 6.- с. 35-38.
  5. Геллер Е.М. Наш друг — игра/Е.М.Геллер. — Минск:Народная Асвета,1979.- 180с.
  6. Гаврилушкина О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников/ О.П. Гаврилушкина. — М.: Просвещение, 1980. — 360с.