Введение. Подвижные игры, представляют универсальный вид физических упражнений, занятия которыми оказывают одновременное влияние на психическую, эмоционально-волевую и двигательную системы, координационные способности студентов. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции, что способствует силе и подвижности нервных процессов, совершенствуется лабильность центральной нервной системы.
Использование подвижных игр и эстафет на занятиях физической культурой способствует повышению общей физической подготовленности, с их помощью можно эффективно формировать и совершенствовать необходимые двигательные умения и навыки, физические и морально-волевые качества. Хочется отметить, что использование игрового метода является действенным профилактическим средством по отношению к различным негативным явлениям, таким, как, умственное перенапряжение, длительная статическая нагрузка на лекционных занятиях, состояние тревоги, стресс, негативное настроение. Игровой метод, это комплексное совершенствование движений в усложненных вариативных условиях. Отдельно стоит сказать о проявлении физических качеств во время проведения игр (по В.Г.Яковлеву) :
· ловкость — игры, побуждающие переходить от одних действий к другим; — игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях.
· быстрота — игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, звуковые сигналы, с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кротчайший срок; с бегом на скорость в изменяющихся условиях.
· выносливость — игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движения к другим. [3,c.7].
В процессе проведения подвижных игр решаются образовательные и воспитательные задачи, это, сотрудничество и взаимопомощь в команде, развивающее чувство коллективизма, и чувство соперничества, и соревновательной борьбы с другими командами или участниками игр. Каждый играющий стремиться поставить себя в наиболее выгодное по сравнению с соперником положение и вместе с тем создать для него, возможно больше трудностей в осуществлении игровых целей. Изменчивость игровых ситуаций вызывает у участников игры необходимость постоянно и вдумчиво ориентироваться, что обуславливает проявление таких качеств, как наблюдательность, умение анализировать и оценивать сложившееся положение [3,c.8].
В нашем университете преподаватели проводят занятия в спортивных отделениях: баскетбол, волейбол, легкая атлетик, где активно применяются подвижные игры . При выборе игры, всегда, необходимо учитывать возраст занимающихся, уровень их физической подготовленности, к какой медицинской группе они относятся по состоянию здоровья, количество участников и место проведения игры. При определении задач преподаватель должен проанализировать, какие движения будут использоваться в игре, на развитие каких физических качеств направлена игра. Волейбол и баскетбол, имеют много сходных компонентов в построении технических и тактических действий, но и каждая спортивная игра имеет свои специфические приемы. Таким образом, использование подвижных игр на учебных занятиях решают образовательные, воспитательные, развивающие, оздоровительные задачи.
В вузе возрастную группу
Целью исследования — изучение эффективности применения подвижных игр для улучшения показателей физических качеств ловкости, быстроты и выносливости у студентов, на учебных занятиях по физической культуре в вузе.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме применения подвижных игр на занятиях физической культуры.
2) Составить комплекс подвижных игр, направленных на улучшения показателей таких физических качеств, как ловкость быстрота и выносливость у студентов 2 курса специальности музыкальная звукорежиссура .
3) Провести сравнительный анализ показателей эффективности применением комплексов по подвижным играм направленный на улучшения показателей физических качеств ,до и после их применения специально подобранного комплекса по подвижным играм на развития физических качеств (ловкости ,быстроты и выносливости).
Организация исследования. В исследовании принимали участие 20 студентов
Анализ специальной литературы позволил подобрать оптимальные игры для развития физических качеств (таб. 1.).
Таблица 1. Подвижные игры для развития физических качеств
Качества, проявленные в играх | Характеристика игровых действий | Подвижные игры |
Ловкость | Игры, пробуждающие немедленно переходить от одних действий к другим. Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, действия с увертыванием |
Выбивалы Круговая лапта Перестрелка Борьба за мяч Передача мяча в колонне |
Быстрота | Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, звуковые сигналы, с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кротчайший срок; с бегом на скорость в изменяющихся условиях |
Сумей догнать Наступление Круговая эстафета Встречная эстафета Кто быстрее |
Выносливость | Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим |
Борьба за мяч Встречная волейбольная пасовка на сеткой Волейбол с двумя мячами |
На первом этапе в начале учебного года, у студентов были сняты физические показатели в следующих тестах таких как; челночный бег 4Х10, прыжки со скакалкой (30 сек), тест Купера 12 минутный бег. Испытуемые были разделены на 2 группы . Первая группа юноши (таб.2) и вторая группа девушки(таб.3)
Таблица 2. Результаты тестирования физической подготовленности(юноши)
1 семестр(сентябрь) | 2 семестр(апрель) | |||||
№ п.п. | Прыжки на скакалки 30© | Челночный бег 4×10© | 12 минутный бег(м) | Прыжки на скакалки 30© | Челночный бег 4×10© | 12 минутный бег(м) |
1 | 65,00 | 10,10 | 2300,00 | 70,00 | 10,00 | 2350,00 |
2 | 63,00 | 9,90 | 2400,00 | 69,00 | 9,70 | 2600,00 |
3 | 61,00 | 10,60 | 2100,00 | 68,00 | 10,30 | 2250,00 |
4 | 68,00 | 9,90 | 2600,00 | 74,00 | 10,00 | 2700,00 |
5 | 70,00 | 10,40 | 2400,00 | 75,00 | 10,20 | 2600,00 |
6 | 71,00 | 10,40 | 2300,00 | 74,00 | 10,30 | 2600,00 |
7 | 66,00 | 10,50 | 2000,00 | 70,00 | 10,30 | 2350,00 |
8 | 66,00 | 10,50 | 2700,00 | 69,00 | 10,40 | 2850,00 |
9 | 50,00 | 9,70 | 2500,00 | 60,00 | 9,60 | 2600,00 |
10 | 55,00 | 10,20 | 2900,00 | 60,00 | 10,00 | 3000,00 |
Среднее | 63,50 | 10,22 | 2420,00 | 68,90 | 10,08 | 2590,00 |
Таблица 3. Результаты тестирования физической подготовленности (девушки)
1 семестр (сентябрь) | 2 семестр (апрель) | |||||
№ п.п. | Прыжки на скакалки 30© | Челночный бег 4×10© | 12 минутный бег(м) | Прыжки на скакалки 30© | Челночный бег 4×10© | 12 минутный бег(м) |
1 | 73,00 | 10,60 | 1700,00 | 76,00 | 10,40 | 1750,00 |
2 | 69,00 | 10,50 | 1800,00 | 71,00 | 10,40 | 1900,00 |
3 | 75,00 | 10,20 | 1600,00 | 77,00 | 10,10 | 1640,00 |
4 | 78,00 | 10,70 | 1600,00 | 80,00 | 10,60 | 1700,00 |
5 | 65,00 | 9,90 | 1800,00 | 68,00 | 9,80 | 1820,00 |
6 | 74,00 | 9,90 | 1790,00 | 78,00 | 9,90 | 1800,00 |
7 | 87,00 | 10,60 | 1650,00 | 90,00 | 10,50 | 1700,00 |
8 | 69,00 | 10,50 | 1750,00 | 75,00 | 10,10 | 1750,00 |
9 | 73,00 | 10,20 | 1460,00 | 75,00 | 10,20 | 1500,00 |
10 | 78,00 | 9,90 | 1560,00 | 79,00 | 9,90 | 1600,00 |
Среднее | 74,10 | 10,30 | 1671,00 | 76,90 | 10,19 | 1716,00 |
Результаты исследования показали, что использование специально подобранного комплекса по подвижным играм ,направленного на развитие физических качеств ловкости ,быстроты и выносливости, повыло показатели развития вышеуказанных способностей.
Так у юношей, в тесте прыжки на скакалке за 30© прирост составил 8,5 % и тесте на 12 минутный бег 7,2%, челночный бег на 1,4 % (рис.1.).
Рис.1. Результаты сравнительного анализа показателей тестирования (юноши)
В группе девушек, по показателям тестов прыжки со скакалкой 30© увеличение 3,8% ,12 минутный бег 2,7% , в челночном беге на 1,2 % (рис.2).
Рис.2. Результаты сравнительного анализа показателей тестирования (девушки)
Выводы.
1. Анализ научной литературы выявил высокую значимость подвижных игр для развития физических качеств :ловкость, быстрота, выносливость.
2. Применение специально разработанного комплекса подвижных игр в процессе учебных занятий со студентами позволил повысить уровень физической подготовленности.
Литература:
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М.: Наука, 1990. — 350с.
- Демчишин А.А., Мухин В.Н., Мозола Р.С. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. — К.: Здоров,я, 1989. — 167с.
- Суслов Ф.П. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва . — М.: 1997 — 416с.
- Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2000. — 480 с.
- Бобров М.М. и др. Спортивные игры. Учебное пособие.- СПб: СПбГУП, 20111.- 236с.