Введение. Подвижные игры, представляют универсальный вид физических упражнений, занятия которыми оказывают одновременное влияние на психическую, эмоционально-волевую и двигательную системы, координационные способности студентов. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции, что способствует силе и подвижности нервных процессов, совершенствуется лабильность центральной нервной системы.

Использование подвижных игр и эстафет на занятиях физической культурой способствует повышению общей физической подготовленности, с их помощью можно эффективно формировать и совершенствовать необходимые двигательные умения и навыки, физические и морально-волевые качества. Хочется отметить, что использование игрового метода является действенным профилактическим средством по отношению к различным негативным явлениям, таким, как, умственное перенапряжение, длительная статическая нагрузка на лекционных занятиях, состояние тревоги, стресс, негативное настроение. Игровой метод, это комплексное совершенствование движений в усложненных вариативных условиях. Отдельно стоит сказать о проявлении физических качеств во время проведения игр (по В.Г.Яковлеву) :

· ловкость — игры, побуждающие переходить от одних действий к другим; — игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях.

· быстрота — игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, звуковые сигналы, с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кротчайший срок; с бегом на скорость в изменяющихся условиях.

· выносливость — игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движения к другим. [3,c.7].

В процессе проведения подвижных игр решаются образовательные и воспитательные задачи, это, сотрудничество и взаимопомощь в команде, развивающее чувство коллективизма, и чувство соперничества, и соревновательной борьбы с другими командами или участниками игр. Каждый играющий стремиться поставить себя в наиболее выгодное по сравнению с соперником положение и вместе с тем создать для него, возможно больше трудностей в осуществлении игровых целей. Изменчивость игровых ситуаций вызывает у участников игры необходимость постоянно и вдумчиво ориентироваться, что обуславливает проявление таких качеств, как наблюдательность, умение анализировать и оценивать сложившееся положение [3,c.8].

В нашем университете преподаватели проводят занятия в спортивных отделениях: баскетбол, волейбол, легкая атлетик, где активно применяются подвижные игры . При выборе игры, всегда, необходимо учитывать возраст занимающихся, уровень их физической подготовленности, к какой медицинской группе они относятся по состоянию здоровья, количество участников и место проведения игры. При определении задач преподаватель должен проанализировать, какие движения будут использоваться в игре, на развитие каких физических качеств направлена игра. Волейбол и баскетбол, имеют много сходных компонентов в построении технических и тактических действий, но и каждая спортивная игра имеет свои специфические приемы. Таким образом, использование подвижных игр на учебных занятиях решают образовательные, воспитательные, развивающие, оздоровительные задачи.

В вузе возрастную группу 17-19 лет представляют как правило студенты 1 и 2 курса. Организуя и проводя занятия с данным контингентом обучающихся, необходимо принять во внимание их возрастные морфофункциональные и психологические особенности.

Целью исследования — изучение эффективности применения подвижных игр для улучшения показателей физических качеств ловкости, быстроты и выносливости у студентов, на учебных занятиях по физической культуре в вузе.

Задачи исследования:

1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме применения подвижных игр на занятиях физической культуры.

2) Составить комплекс подвижных игр, направленных на улучшения показателей таких физических качеств, как ловкость быстрота и выносливость у студентов 2 курса специальности музыкальная звукорежиссура .

3) Провести сравнительный анализ показателей эффективности применением комплексов по подвижным играм направленный на улучшения показателей физических качеств ,до и после их применения специально подобранного комплекса по подвижным играм на развития физических качеств (ловкости ,быстроты и выносливости).

Организация исследования. В исследовании принимали участие 20 студентов 2-ого курсов(10 юноше и 10 девушек) специальности музыкальная звукорежиссура Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов.

Анализ специальной литературы позволил подобрать оптимальные игры для развития физических качеств (таб. 1.).

Таблица 1. Подвижные игры для развития физических качеств

Качества, проявленные в играх Характеристика игровых действий Подвижные игры
Ловкость Игры, пробуждающие немедленно переходить от одних действий к другим. Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, действия с увертыванием Выбивалы Круговая лапта Перестрелка Борьба за мяч
Передача мяча в колонне
Быстрота Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, звуковые сигналы, с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кротчайший срок; с бегом на скорость в изменяющихся условиях Сумей догнать Наступление
Круговая эстафета Встречная эстафета
Кто быстрее
Выносливость Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим Борьба за мяч
Встречная волейбольная пасовка на сеткой Волейбол с двумя мячами

На первом этапе в начале учебного года, у студентов были сняты физические показатели в следующих тестах таких как; челночный бег 4Х10, прыжки со скакалкой (30 сек), тест Купера 12 минутный бег. Испытуемые были разделены на 2 группы . Первая группа юноши (таб.2) и вторая группа девушки(таб.3)

Таблица 2. Результаты тестирования физической подготовленности(юноши)

1 семестр(сентябрь) 2 семестр(апрель)
№ п.п. Прыжки на скакалки 30© Челночный бег 4×10© 12 минутный бег(м) Прыжки на скакалки 30© Челночный бег 4×10© 12 минутный бег(м)
1 65,00 10,10 2300,00 70,00 10,00 2350,00
2 63,00 9,90 2400,00 69,00 9,70 2600,00
3 61,00 10,60 2100,00 68,00 10,30 2250,00
4 68,00 9,90 2600,00 74,00 10,00 2700,00
5 70,00 10,40 2400,00 75,00 10,20 2600,00
6 71,00 10,40 2300,00 74,00 10,30 2600,00
7 66,00 10,50 2000,00 70,00 10,30 2350,00
8 66,00 10,50 2700,00 69,00 10,40 2850,00
9 50,00 9,70 2500,00 60,00 9,60 2600,00
10 55,00 10,20 2900,00 60,00 10,00 3000,00
Среднее 63,50 10,22 2420,00 68,90 10,08 2590,00

Таблица 3. Результаты тестирования физической подготовленности (девушки)
1 семестр (сентябрь) 2 семестр (апрель)
№ п.п. Прыжки на скакалки 30© Челночный бег 4×10© 12 минутный бег(м) Прыжки на скакалки 30© Челночный бег 4×10© 12 минутный бег(м)
1 73,00 10,60 1700,00 76,00 10,40 1750,00
2 69,00 10,50 1800,00 71,00 10,40 1900,00
3 75,00 10,20 1600,00 77,00 10,10 1640,00
4 78,00 10,70 1600,00 80,00 10,60 1700,00
5 65,00 9,90 1800,00 68,00 9,80 1820,00
6 74,00 9,90 1790,00 78,00 9,90 1800,00
7 87,00 10,60 1650,00 90,00 10,50 1700,00
8 69,00 10,50 1750,00 75,00 10,10 1750,00
9 73,00 10,20 1460,00 75,00 10,20 1500,00
10 78,00 9,90 1560,00 79,00 9,90 1600,00
Среднее 74,10 10,30 1671,00 76,90 10,19 1716,00


Результаты исследования показали, что использование специально подобранного комплекса по подвижным играм ,направленного на развитие физических качеств ловкости ,быстроты и выносливости, повыло показатели развития вышеуказанных способностей.

Так у юношей, в тесте прыжки на скакалке за 30© прирост составил 8,5 % и тесте на 12 минутный бег 7,2%, челночный бег на 1,4 % (рис.1.).

Рис.1. Результаты сравнительного анализа показателей тестирования (юноши)

В группе девушек, по показателям тестов прыжки со скакалкой 30© увеличение 3,8% ,12 минутный бег 2,7% , в челночном беге на 1,2 % (рис.2).


Рис.2. Результаты сравнительного анализа показателей тестирования (девушки)

Выводы.

1. Анализ научной литературы выявил высокую значимость подвижных игр для развития физических качеств :ловкость, быстрота, выносливость.

2. Применение специально разработанного комплекса подвижных игр в процессе учебных занятий со студентами позволил повысить уровень физической подготовленности.

Литература:

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М.: Наука, 1990. — 350с.
  2. Демчишин А.А., Мухин В.Н., Мозола Р.С. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. — К.: Здоров,я, 1989. — 167с.
  3. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва . — М.: 1997 — 416с.
  4. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2000. — 480 с.
  5. Бобров М.М. и др. Спортивные игры. Учебное пособие.- СПб: СПбГУП, 20111.- 236с.