Аннотация: в данной статье представлены теоретические положения отечественных психологов по выявлению одаренных детей, а также основные аспекты работы с одаренными обучающимися на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: система, одаренность, талант, творческий потенциал, самореализация, интеллект, методы, формы работы.

При работе с одаренными детьми встает вопрос: как способствовать оптимальному развитию их умственных способностей? Если в школе нет классов, где на профильном уровне изучается русский язык и литература, для поддержки одаренных обучающихся необходимо создать систему работы, в которой таким ребятам отводилась бы главная роль, что способствовало бы раскрытию их индивидуальных способностей, а также самореализации творческого потенциала.

В современной литературе появляется все больше статей и публикаций, затрагивающих эту тему. В этой связи хочется отметить труды известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Огромную работу, как теоретик, проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление.

В изучении данного вопроса важны работы советской психологов — А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна. В них намечается понимание того, что одаренность есть нечто большее, чем сумма способностей, она включает не только количественный, но и качественный компонент.

Интересные исследования в области физиологии гениальных людей провел доктор биологических наук, профессор В.П. Эфроимсон.

В вопросах одаренности детей существуют полярные точки зрения. Шадриков В.Д., Винокурова Н.К., Бабаева Ю.Д., Шумакова Н.Б., Кларк Б. считают одаренность уникальным явлением, синонимом гениальности. Селевко Г.К., Холодная М.А., Хуторской А.В., Савенков А.И. уверены в том, что все дети одарены от природы.

Более половины века тому назад Л.С. Выготским была провозглашена новая парадигма, обосновывающая необходимость перехода от «диагностики отбора» к диагностике развития одаренности. Эту точку зрения разделяли многие прогрессивные психологи, однако однофакторный подход по-прежнему занимал господствующее положение.

Проанализировав труды известных психологов, можно сделать вывод, что одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Найти и выявить одаренных детей — это только одна из задач. Важно и создание условий для обучения этих детей в рамках специально разработанных программ.

Однако при работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, вариативностью современного образования. Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Диапазон педагогической деятельности учителя охватывает детей с разным уровнем интеллектуальных возможностей. Поэтому одной из главных задач педагога является поиск разнообразных форм и методов обучения с учетом индивидуальных особенностей детей с целью развития творческих способностей и одаренности.

Результатом такой работы должна стать личность, обладающая прочными знаниями, умениями и навыками по русскому языку и литературе, имеющая большой творческий потенциал и активную социально-общественную позицию.

В осуществлении данного подхода можно выделить три этапа: 1-ый — начальный — выявление проблемы (противоречие между традиционными методами обучения и ориентацией нового содержания на формирование творчески активной личности и развития одаренности). В этот период необходимо начать наблюдения, провести тестирование знаний ребенка, изучить теоретическую базу, определить цели , задачи, методы работы.

2-й этап — основной, когда необходимо апробировать систему учебной и внеурочной работы по русскому языку и литературе с одарёнными детьми в контексте формирования творчески активной личности обучающегося.

3-й этап — заключительный, на нем осуществляется анализ достижений одарённых обучающихся в учебных конкурсах, предметных олимпиадах, конкурсах творческих работ всех уровней.

В процессе педагогической деятельности необходимо использовать такие методы работы, как исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проективный, анализа и синтеза, творческий.

Важно применение следующих форм работы: работа в парах, в малых группах, разноуровневые творческие задания, индивидуальное консультирование, игры, конкурсы, викторины, профильные группы,

В урочной деятельности используются проектно-исследовательские технологии, игровые технологии (деловые игры и путешествия), проблемно-развивающее обучение, информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры), творческие и нестандартные задания. Это позволяет сохранить интерес к предмету одаренных детей и дает толчок формированию и развитию навыков исследовательской работы в области изучения родного языка. Сильные учащиеся получают возможность саморазвития, пробуя свои силы в работе над упражнениями повышенной сложности и заданиями, цель которых — развитие аналитических способностей. Дети учатся сами определять объем домашнего задания и получают представление о результате, к которому нужно стремиться.

В организации внеурочной деятельности важную роль играют факультативы; элективные курсы, олимпиады и предметные недели, научно-практические конференции, театрализованные праздники, игры, викторины, конкурсы по предметам. По многим из них должны быть составлены планы и программы, способствующие развитию креативности мышления и формированию исследовательской культуры одаренных детей.