Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк (слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять»), в котором обобщена информация. Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Стихотворение может получиться эмоциональным и передать всю суть выбранной тематики. [2, с.105]

Именно потому, что с помощью этого небольшого стихотворения в нескольких строках можно выразить основное содержание темы, они стали такими популярными на уроках английского языка. Синквейны не только помогают педагогам проверить усвоенный материал, но и прекрасно развивают творческий потенциал обучающихся.

Один из видов синквейнов для использования на уроках английского языка — это дидактический синквейн. В этом жанре текст основывается не на рифме, а на содержании каждой строки.

Правила написания синквейна

· Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение.

· Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), связанные с темой синквейна.

· Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, помогающие понять или описать тему синквейна.

· Четвертая строка — фраза из нескольких слов, выражающая личное отношение учащегося к теме синквейна.

· Пятая строка — одно слово — резюме, характеризующее суть проблемы или синоним темы синквейна.

Схема синквейна

1 строка — одно слово — тема синквейна — существительное

2 строка — два слова — прилагательные или причастия

3 строка — три слова — глаголы

4 строка — фраза, выражающая личное отношение

5 строка — одно слово — резюме — существительное

Порядок работы

1.Объяснить правила написания синквейна, используя схему.

2. Зачитать примеры синквейнов.

3. Выбрать тему синквейна.

4. Составить и записать синквейн на заданную тему.

5. Прослушать готовые синквейны по желанию обучающихся.

Способы применения синквейна на уроках английского языка:

— использование для постановки темы урока;

— закрепление лексических единиц на различных этапах урока;

— способ проверки домашнего задания;

— обобщение работы по тексту;

— рефлексия на заключительном этапе урока и т.д.

В современном мире в школьном образовании на первый план выходит личная мотивация учащегося и его интерес к предмету. Процесс контроля и оценивания напротив, может послужить негативным фактором в обучении, снижая личную заинтересованность ученика. От выбранной формы проверки и оценивания знаний школьника также может зависеть не только учебная дисциплина и отношение к предмету, но также формирование у ребенка важных личностных качеств: самостоятельности, инициативности, трудолюбия.

Работа с синквейнами и их составление гораздо сложнее, чем может показаться человеку, не вовлечённому в подобную деятельность. Оценивать информацию, лаконично, сжато и интересно выражать ее с помощью всего нескольких слов,- вот те умения, которых требует от педагога подобный подход к образовательному процессу. Однако все трудности, с которыми человек, работающий с сиквейнами, сталкивается при подготовке, окупаются ввиду плодотворности данного метода для обеих сторон: как для учащегося, так и для учителя. [3, с.19]

В заключении хочется отметить, что синквейн — это прекрасный приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления. Он обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу). Синквейн помогает обучающимся излагать сложные идеи, чувства и представления, находить самые точные слова и в лаконичной форме кратко передавать информацию на любую тематику.

Список использованной литературы и интернет — ресурсов:

  1. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетикиКГМУ).
  2. Баннов А. М. Учимся думать вместе // Будков А . С.: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. — С. 105.
  3. Дондокова, Ц.Л. Развитие творческих способностей на уроке. Приложение к газете «Первое сентября». — 2008. —  11. — С. 16–19.
  4. Соловейчик C.Л. Воспитание творчеством. М.: Педагогика, 1978.-87с.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн