Введение.

Будущее России — в руках её тружеников. Учитель технологии может многое сделать для того, чтобы эти руки стали умелым. Времени на это в школе отводится недостаточно. Выход — в повышении эффективности занятий. Как тут не вспомнить высказывание В.А. Сухомлинского: «Дети любят труд, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Ум ребёнка — на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребёнок, подросток, юноша». В последние годы произошёл рост национального самосознания народов России, возникло движение по восстановлению и развитию традиционных народных промыслов и ремёсел. Народная культура обладает широчайшими возможностями для формирования у детей национального самосознания. Жизнь каждого человека связана с жизнью его народа. Опыт поколений в его главной части — трудовой и семейной — издавна передавался детям через обычаи, традиции, народное искусство. К сожалению, немало того, что накапливалось веками, постепенно забывается, утрачивается.

Предмет «Технология» имеет широкие возможности для сохранения и возрождения материальной культуры прошлого. Знакомство школьников с традициями, различными видами народного искусства и ремёсел, оформлением жилища, национальной кухней способствует развитию интереса к истории своего народа, связи поколений. Изучение образцов декоративно-прикладного искусства родного края, поиски новых средств выразительности приводят к желанию не только повторить то или иное изделие, но и сделать его лучше. Использование элементов декоративно-прикладного творчества и народных традиции на уроках позволяет сделать их более интересными, привлекательными для учащихся, расширяет их кругозор, формирует чувство гордости за свой народ, воспитывает художественный вкус. Я стараюсь увлечь учащихся на своих уроках различными видами декоративно-прикладного искусства, пробудить интерес к изучению истории, развить творческие способности, научить работе с различными материалами, сформировать потребность совершенствоваться в каком-нибудь виде рукоделия. Я подбираю задания, выполнение которых связано с проявлением творчества и самостоятельности.

В середине 20 века по статистике 90% женщин занимались вязанием крючком и спицами, вышиванием. Вышивку и вязаные изделия можно было увидеть в каждом доме, на взрослых и детях. Рукодельницы вкладывали всё своё умение, терпение и душу. Но в наше время, с развитием новых технологий в промышленности, с огромным ассортиментом изделий лёгкой промышленности, стало вещь легче купить, чем сшить или связать самим. Вышивку на джинсах, джемперах выполняют специальные машины, но отделка, которая выполнена вручную, одежде придаёт неповторимую индивидуальность.

Очень важно, что знакомство с предметным миром народной культуры происходит у нас путём включения школьников в практическую деятельность по изготовлению традиционных изделий, облачённую в игровую форму. Это различные конкурсы, викторины. Практика показывает, что подготовка к подобного рода конкурсам и участие в них способствует развитию у школьников фантазии, эстетического и интеллектуального потенциала, самооценки и способности оценивать умения других, перенимать лучшее, развивать и реализовывать свои идеи. Одновременно происходит знакомство с национальной культурой — обычаями, бытом, искусством.

1.Устное народное творчество (пословицы, загадки, сказки).

И начинается эта работа уже с 5-го класса. На первом уроке пятиклассницы знакомятся с русским народным костюмом, как женским, так и мужским. Знакомя учениц с русским народным костюмом, подробно останавливаюсь на различных видах отделки, орнаменте, который используется для декорирования костюма. Вспоминаем сказки, показываю иллюстрации к ним, где изображены герои в русских нарядах. Как творческое домашнее задание, учащиеся должны найти и оформить на альбомный лист пословицы и поговорки о труде. В разделе «Материаловедение» при изучении видов тканей и их свойств, я продолжаю рассказывать о традиционном русском костюме. При этом подчёркиваю, что его характер складывался в течение многих веков и определялся условиями жизни. Как трудились крестьяне, чтобы вырастить лён. Сколько труда надо вложить, чтобы переработать его на волокно, довести полотно до готовности. Чтобы внести разнообразие на уроках, я использую опять устное народное творчество — загадки о рукоделии, об инструментах и приспособлениях. При изучении темы «Влажно-тепловая обработка. Правила безопасной работы с утюгом» на уроке учащиеся разыгрывают сценку — сказку «Коза и семеро козлят». Заранее учащимся готовиться к ней не надо. На уроке я раздаю роли, эмблемы с номерами и в стихотворной игровой форме ученицы знакомятся с техникой безопасности при работе с утюгом.

2.Традиции русской кухни.

При изучении раздела «Кулинария» я знакомлю учащихся 5 классов с особенностями заваривания чая, с русскими традициями и чайными церемониями. В 6-ом классе, когда изучается пищевая ценность молочных продуктов, рассказываю о светлом празднике Пасхе. Знакомлю с различными рецептами творожной пасхи, подчёркивая полезность творога. В 7-8 классах на уроках по кулинарии ученицы готовят сообщения, мультимедийные презентации о блюдах русской народной кухни, о Тверской кухни. Проводится конкурс на рецепт из овощей и фруктов, которые растут на нашем огороде. Традиции русского гостеприимства, правила этикета разбираем на уроках по теме «Сервировка стола».

3.Народные праздники, обряды.

Психологи отмечают, что чем ярче и богаче впечатления, тем сильнее их воздействие на воображение, чувства, мысли, интересы ребёнка. У детей существует постоянная потребность во внешнем выражении накопившихся впечатлений. Они стараются выразить свои эмоции в игре, песне, танце, изобразительной и трудовой деятельности. Народное творчество можно широко использовать и во внеклассной работе по технологии. В нашей школе стало традицией проводить Масленицу. Являясь классным руководителем, я организовала коллективное творческое дело «Празднование Масленицы». Мои подопечные напекли блинов на двух сковородках на целый класс. Инициативная группа учащихся под моим руководством разработали сценарий праздника «Масленица». Пригласили родителей на праздник. Прослушав о традициях проведения Масляной недели, поиграв в русские народные игры, всех пригласили за стол с блинами и чаем.

4. История народной игрушки.

Значение игрушки в жизни человека трудно переоценить. С неё начинается знакомство ребёнка с окружающим миром, она способствует развитию детей в процессе игры. На выставках детского творчества в основном представляются игрушки, которые вызывают неподдельный интерес у детей и взрослых. На уроках технологии учащиеся изготавливают различные мягкие игрушки. Выполнив игрушку, учащиеся не хотят расставаться с нею. У многих старшеклассников хранятся поделки, выполненные ешё в младших классах. Кроме того, игрушка всегда востребована как сувенир, подарок, товар и т.п. Я углубляю знания учащихся, знакомя с историей игрушки и художественными традициями в разделе «Художественные ремесла». Весной учащиеся 5-х классов на уроках выполняют кукол: веснянку и скрутку, придумывают им наряд по мотивам русского народного костюма. Учащиеся старших классов изготавливают тряпичных кукол, шьют одежду на них (рубашку, сарафан, платок для девочки, рубашку и штаны для мальчика). Так учащиеся 7-х классов выполнили игрушки на новогоднюю ёлку в виде деда, бабки, Иванушки. Экскурсии в краеведческий музей, в районный Дом ремесел позволяют познакомить учащихся с русским бытом, с мастерством местных мастеров.

5.Рукоделие на уроках технологии.

Так сложилось, что в России из всех видов народных художественных промыслов наиболее популярна художественная вышивка. В наши дни вышитые изделия, особенно выполненные индивидуально, пользуются большим спросом. Это придаёт вышиванию особу актуальность обучению школьников вышивке. На уроках по вышиванию я предоставляю учащимся вышитые образцы и изделия, выполненные ещё в 60-70-ых годах 20 века, материалы, инструменты, журналы и книги с вышивкой. Образцы вышивки для учащихся имеют небольшие размеры, т.к. подросткам надоедает долго выполнять однообразную работу. Вышивка развивает у школьников художественный вкус, пространственное воображение и абстрактное мышление, глазомер, воспитывает аккуратность. Кроме того, процесс вышивки хорошо развивает мышцы кистей рук.

В 8-ом классе, при изучении раздела «Художественные ремесла» на заключительном занятии, я подготовила обобщающий урок «Народные ремёсла Тверской области и Калязинского района». На нём учащиеся выступают с сообщениями о различных народных ремёслах. Демонстрируется отрывок из фильма «Калязинские кружева». Ученица, увлекающаяся плетением на коклюшках, показывает своё умение, чтобы все присутствующие услышали звон коклюшек, посмотрели на старинное калязинское ремесло. Далее учащиеся представляют свои изделия, показывая чему научились на уроках технологии.

Уроки по выполнению изделий в лоскутной технике всегда вызывают интерес учащихся. Возможности по преобразованию лоскутка неограниченны. Учащимся нравится выполнять поделки из одежды, бывшей в употреблении, из отходов швейного производства, т.к. можно сделать своё неповторимое творение. Так учащиеся 8-ых классов выполняют картины в технике лоскутной аппликации по теме «Родные просторы». Сначала по фотографиям, по памяти учащиеся составляют эскизы уголков родного города. Очень часто выбирают символ нашего города — колокольню, окружённую водой. В других классах я показываю ученикам вырезки из журналов, книги с иллюстрациями изделий с узорами, составленными из лоскутков, выполненное самой лоскутное одеяло и другие изделия. Всё это приближает детей к русской культуре, к народным традициям.

6.Проектная деятельность учащихся.

Моя задача как учителя — не только обучить школьников основным трудовым навыкам, но и способствовать их комплексному развитию, практической реализации ими знаний, полученных по основам различных наук, осознанному формированию профессионального выбора, готовности к самостоятельной трудовой жизни. Умение многое и хорошо делать своими руками — залог уверенности в себе. Этому во многом способствует выполнение творческих проектов. На своих занятиях я часто применяю групповую форму работы. Объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив ему возможность выбора уровня её сложности, варианта технологического решения, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы. На протяжении нескольких лет в нашей школе девятиклассники могут избрать защиту проекта как форму сдачи экзамена по технологии. Большинство из них выбирают темы для своих проектов из раздела «Художественные ремесла» (вязание, лоскутная пластика, плетение макраме и на коклюшках).

Учащиеся нашей школы принимают участие не только в окружных, муниципальных, но и в региональных конкурсах творческих проектов, где надо предоставить не только изделие высокого качества, но и полное обоснование конструкторских, технологических, экономических и экологических решений.

Год Конкурс Результат
2014 год «Из плена иллюзий» 1 и 2 место (плетение бисером и народная кукла)
2015 год «Сохраним природу Верхневолжья» 2 и 3 место в номинации «Тверской дворик»
2015 год «Моя малая родина» 1 место «Плетение на коклюшках»
2016 год «Моя малая родина» 1 место «Тверские кокорки»

В восьмых классах я вновь возвращаюсь к традициям народного костюма. Подробнее рассматриваю приёмы оформления одежды вышивкой, кружевом, плетением. Частью декоративной отделки в народной одежде были узорчатые тканые полоски, ленты, кружева, пуговицы, бусы. Швы также служили не только средством соединения деталей, но и декоративной отделкой. Обращаю внимание на сборку одежды из прямых кусков, создающей при носке большую свободу независимо от особенностей фигуры. Так, учащиеся получили задание выполнить стилизованный русский народный костюм в натуральную величину. На первом уроке девочки нарисовали эскизы орнамента для отделки сарафана. Затем отобрали лучшие и составили общий, который всем понравился. Изготавливали сарафан и рубаху в группах.

Перспективы.

Готовясь к занятиям, планирую не только свои действия, но и содержание работы учащихся, стараюсь предусмотреть возможные трудности и пути их преодоления, а также учитываю индивидуальные особенности учеников. Ценным подспорьем при этом является моя «методическая копилка»: поурочные планы и разработки по всем темам учебной программы и для всех классов, технологическая документация, дидактический материал, а также мультимедийные презентации. Применение информационных технологий позволяет расширить урок, сделать его более наглядным и интересным. Совместно с учащимися планирую продолжить участие в районных и областных выставках детского творчества.

Уроки технологии — особые уроки. На них, как ни на каких других, в силу специфики предмета, учитель близок к ученику. Любая работа: вышивание, лоскутное шитье, вязание или изучение и изготовление народных костюмов — это кладовая мастерства, позволяющая учителю создать условия для развития творчества ученика, самосовершенствованию и совершенствования всего окружающего мира. [3]

В данной работе я обобщила свой педагогический опыт, представила те наработки, которые я использую в своей работе. В дальнейшем, учитывая актуальность данной темы, я планирую её развивать. Внеклассная работа по предмету, работа в качестве классного руководителя предоставляет большие возможности для проведения конкурсов, праздников по народным традициям.

Литература.

  1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. Москва. «Просвещение». 2010 г.
  2. Технология. Учебники для учащихся 5,6,7,8 классов. Под ред. В.Д. Симоненко. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2013г.
  3. http://xnj1ahfl.xnp1ai/library/urochnaya__deyatelnost__kak__otrazhenie__bazovih_natc_200712.html