В современном меняющемся образовательном пространстве изменились образовательные ориентиры, дающие возможность для полноценного развития культурно-личностных качеств субъекта. Саморазвитие субъекта постигается самостоятельно с помощью современных образовательных технологий основы наук и искусств. Самое главное для субъекта не только развивать свои творческие способности и хорошо их понимать, но и уметь оценивать их с эстетической стороны. Влияние на среду и социум в настоящем и в будущем, вкупе помещения самого субъекта в атмосферу социума во время практической работы для получения нового опыта в своей жизни.

Главная задача проектно-творческих занятий в художественном образовании — социализация и гуманизация личности. Форма и содержание этих занятий, пути рационального использования творческих проектов в эстетическом становлении школьников, в трудовом и патриотическом воспитании учащихся, а также формирования графических навыков и умений в общеобразовательной школе. Ребятам предоставляется возможность стать субъектом творчества собственной жизни на основе развития познавательного интереса и эстетического воспитания. Так как методологическая основа по ФГОС ООО ситемно-деятельностный подход то и обучение расматривается на позициях личностных, предметных и метапредметных результатов.

Проектно-творческая деятельность на внеурочных занятиях в школе может сыграть большую роль в педагогическом процессе и программа интегрированного курса социально-эстетической направленности «Школа Роста» может решить проблему слияния социального, культурного и общеобразовательного направления.

Программа интегрированного курса включает специфическую социально-воспитательную технологию, объединенную с эстетически культурной программой «Школа роста» и выражается освоением её участниками особой позиции, отличной от других социальных ролей, выполняемых юношами и девушками в жизни. Посредством активного участия в проектно-творческой деятельности у юношей и девушек вырабатывается готовность осваивать различные профессии в современном обществе художника-декоратора, художника-оформителя или дизайнера. Смена социальной позиции, в результате которой воспитанник оказывается перед нравственным и профессиональным выбором, в ситуации принятия определённых прав, обязательств, является стимулом и показателем его личностного роста.

Развитие субъектной позиции воспитанника связано не столько с освоением им новых знаний, умений, сколько с освоением им способов самоопределения и самовоспитания. Интегрированный курс «Школа роста» — не школа навыков, а, прежде всего, школа воспитательной активности, это поле практической реализации знаний и умений, которыми владеет воспитанник. Знания, умения, навыки следует рассматривать как средство активного включения в разнообразную творческо-проектную деятельность. Содержание интегрированного курса «Школа роста» является стимулом приобретения воспитанником не только новых знаний, умений для успешной реализации своей новой позиции, укрепления авторитета, самоактуализации, но и воспитывает как культурную личность через внедрение коллективной проектно-творческой деятельности.

Особым источником формирования субъектной позиции является коллективная деятельность. Проектно-творческая деятельность многообразна и включает в себя организацию коллективной деятельности и формирование внутриколлективных отношений. Такой подход обеспечивает широту возможностей включения воспитанников в различные виды деятельности интегрированного курса программы. Это происходит через выполнение самых разных поручений. Один из возможных результатов участия в проектной деятельности — приобретение опыта самоорганизации, самовоспитания и эстетической культуры.

Никакой опыт, приобретённый в школьные годы, не лишний. Организовал какое-то дело, участвовал в каком-то событии — спектакле, игре, проекте, научном исследовании — ничто не пропадёт даром. Этот бесценный капитал учащиеся закладывают в себя, в свой характер, культуру, навыки общения и организации в коллективных делах.

В школе опыт приобретения общественно значимых навыков накапливается учащимися через проектно-творческую работу, успешно оформляя школьные мероприятия, участвуют в разработке и проведении выставок, учатся изменять эстетическую сторону школьной среды. Однако, «Школа роста», в составе которой учащиеся обогатят функции творческого объединения новыми культурными традициями, позволит существенно расширить деятельность учащихся, максимально объединить среду школы и деятельность творческого объединения. «Школа роста» ещё более активизирует учащихся к самостоятельной организации творческой деятельности.

Особенность интегрированного курса «Школа роста» — в предоставлении учащимся возможности самореализовываться и самовоспитываться в деятельности не только и не столько интересной для них, сколько общественно значимой, добровольно ими принятой и позволяющей реально почувствовать себя немного взрослыми. Данный интегрированный курс даёт подросткам и старшеклассникам огромный импульс к накоплению жизненного опыта, развитию коммуникативных способностей, расширению творческих возможностей.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА.

Целью интегрированного курса «Школа роста» является социализация личности ребёнка, формулируемая самим ребёнком как перспектива интересной жизни, достигающаяся путём реализации интересов детей и формирование потребности в самосовершенстве, самореализации, саморазвитии, самовоспитании и готовности к выполнению различных функций.

ЗАДАЧИ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «ШКОЛА РОСТА»:

· Создание условий для социального самоопределения на будущее;

· Формирование социальных потребностей, мотивов, интересов;

· Развитие диалектического взгляда на сущность вещей и явлений;

· Формирование и корректировка социального поведения;

· Создание условий для социальной деятельности;

· Формирование конкурентноспособности и выживаемости;

· Воспитание культа знаний, труда, здоровья, семьи;

· Формирование эстетически-культурного наследия

СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ:

· Создание возможностей для проявления творчества;

· Включение культуры достоинства и навыков достойного поведения в содержание школьного образования;

· Создание условий, в которых старшеклассники могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей.

Общественно значимые цели различных видов деятельности должны быть приняты подростками и старшеклассниками, стать их собственными целями и выступать как ведущие в различных видах деятельности. Для этого необходимо:

· Обеспечивать принятие каждым учащимся общественно значимых и предметных целей деятельности;

· Побуждать у старшеклассников желание включаться в ту или иную деятельность, в процессе которой ставятся и реализуются общественно значимые задачи;

· Обеспечивать успех каждого учащегося в деятельности, в которую он включается;

· Обеспечивать общественное признание и оценку результатов деятельности;

· Побуждать у них потребность самостоятельно расширять сферу проектно-творческих, направленных на реализацию новых общественно значимых целей.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ.

· Психофизическое — физическая и моральная помощь в развитии личности, поддержка и стимулирование инициативы учащихся;

· Социальное — поэтапное самоопределение и социализация учащихся;

· Профессиональное — ориентация на продуктивность, творческий подход, компетентность;

· Культурологическое — ориентация на общечеловеческие ценности, высокое качество работы, эстетический и этический подходы в деятельности.

ПОНЯТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ОТКРЫТЬ МНОГОГРАННОСТЬ И НЕПОВТОРИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА — ВОТ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА И СТАРШЕКЛАССНИКА.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

· Принцип гуманистического воспитания предусматривает обращённость к человеку как к субъекту воспитательного процесса, создание максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;

· Принцип личностно-ориентированного воспитания — признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

· Принцип природосообразности — предполагает организацию воспитательного процесса в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической конституцией, способностями восприятия;

· Принцип средового подхода в воспитании — различные варианты взаимодействия школы с социумом;

· Принцип культуросообразности — опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этическую обрядность, привычки;

· Принцип дифференциации — предполагает отбор его содержания, форм и методов с учётом специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе;

· Деятельностный подход — изменение и укрепление в процессе совместной деятельности отношений между воспитанниками, изменение отношения к самому себе — растёт самоуважение;

· Преемственность и адаптивность — взаимосвязь и передача опыта, приобретение опыта;

· Целесообразность и оптимальность — реализация целей и задач самоуправления с наименьшими усилиями и наибольшими результатами, благодаря постоянному творческому поиску.

ПРИЁМЫ ЛИЧНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

· Приёмы побуждения: увлечение учащихся радостной перспективой, добрым, новым, неизвестным, творческим поиском; также поощрение, контроль, осуждение, доверие, помощь советом, обращение за помощью, личный пример;

· Приёмы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, беседа, обсуждение, личный пример;

· Приёмы приучения: режим жизни, игра, поручения, соревнования, традиции, личный пример.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание программы тесно связано с содержанием внеурочной деятельности, так как цели и задачи «Школы роста» и проектно-творческой деятельности созвучны и предполагают сходные результаты. Учащиеся не только организуют досуговую деятельность учащихся в школе, но и занимаются организацией внеурочной деятельности в школе, так как являются наиболее опытными в социальном плане и проживании определённого школьного опыта. «Школа роста» — деятельное ядро внеурочной проектно-творческой деятельности

Программа «Школа роста» основана на деятельностном подходе через коллективную творческую проектную деятельность и призвана помочь создать особую воспитательную систему, обрести школе свой имидж, создать неповторимую атмосферу творческого поиска.

Приоритетные направления программы — формировать культурные качества, самоуправление, побуждать к инициативе и творчеству её участников, обмениваться опытом, расширять кругозор.

Содержательная основа программы — развивающая коллективно-творческая проектная деятельность, включающая спектр мероприятий, которые позволяют развить у подростков и старшеклассников:

· Навыки лидерского поведения;

· Организаторские знания и умения;

· Культуру поведения;

· Навыки коллективной и руководящей деятельности;

Программа включает в себя ряд традиционных ключевых дел, помогающих учащимся раскрыть свои индивидуальные способности. Ключевые дела — главные общешкольные дела. Через них осуществляется попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив и личность старшеклассника. В этих комплексных делах по-разному участвуют все ученики школы, все учителя, родители, друзья школы. Непременная черта каждого ключевого дела — коллективная разработка, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе как равноправные партнёры, что создаёт атмосферу общей уверенности и ответственности.

Ключевые дела — идеальная сфера для формирования и развития школьных традиций. Именно ключевые дела придают стабильность и событийность жизни школы, формируют общие интересы, создают особое «лицо» воспитательной системы школы. Все творческие дела в школе можно разделить на три группы: ключевые дела, объёмные, требующие серьёзной подготовки; «лёгкие», на которые уходит меньше времени.

Годовой план школьных дел — это комплексный педагогический приём, основная идея которого — наполнение школьной жизни устойчивыми эффектами положительного эмоционального отношения к происходящему в школе. Практически все праздники и мероприятия остаются теми же, но каждый из них получает развитие, дополняется новыми сюжетными ходами и жанрами.

В мероприятиях программы «Школа роста», которые проводят и организуют сами учащиеся, ключевыми являются слова «творчество, радость и успех». Где состоявшееся мероприятие всегда объединяет общей радостью тех, кто имеет к нему отношение (на уровне организации, участия, зрительского сопереживания). Состояние «ожидания радости» — важнейшее условие успешности мероприятия.

Коллективные творческие проектные дела помогают ребятам осознать уникальность нашей школы, стимулируют учащихся на создание нового, того, что может стать традиционным через некоторое время. Ярким примером слияния обучения и воспитания служат мероприятия: выставки, концерты, семинары и праздники, которые в нашей школе также рассматриваются как создание условий и для самореализации и самоутверждения учащихся в классе, параллели, в целом в школе.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Общеинтеллектуальные и социальные ориентации направленные на готовность к продолжению образования:

· Осознание продолжения образования как ценности. Готовность к выбору профессиональных образовательных программ в различных учебных заведениях.

· Способность самостоятельно выявлять проблемы подготовленности к продолжению образования после школы и находить пути их решения.

· Сформированности представления о смысле жизни, идеале, наличие планов продолжения образования. Обладание эмоционально-волевой регуляцией необходимой для реализации жизненных планов.

· Наличие умений и навыков учебно-исследовательской деятельности.

· Формирование коммуникативных и общекультурных компетенций.

Нравственные ориентации на социально-значимые ценности и реализация творческого потенциала.

· Готовность следовать на практике гуманистически ориентированным нормам и правилам общественно разделяемого поведения, к профессиональному самоопределению и самореализации;

· Сформированности целостной картины мира: нравственные представления о человеческих отношениях, системе знаний о природе, обществе, человеке.

· Наличие способности к творческому выполнению актуальных видов деятельности, принятию нестандартных решений, развитие фантазии и интуиции.

· Наличие достаточно высокого уровня общей культуры.

· Обладание эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для реализации своего творческого потенциала.

Общее влияние на судьбу подростков и старшеклассников.

· Юноши и девушки должны стать намного увереннее в собственных силах, целеустремлённее и в хорошем смысле амбициознее;

· Участники программы возможно будут намного позитивнее воспринимать жизнь и легче справляться с различного рода трудностями в дальнейшем;

· Опыт подготовки и проведения коллективных творческих дел даёт шанс старшеклассникам стать более коммуникабельными и раскрепощёнными в общении;

· У старшеклассников предполагается значительное повышение мотивации к дальнейшей работе над собой: к учёбе, получению профессии, к самовоспитанию и самообразованию.

Общекультурные ориентации направленные на творческое воспитание и самовоспитание учащихся

— особенности языка основных видов изо искусства: живописи, графики;

— основные жанры изобразительного искусства;

— известные музеи нашей страны и мира;

— выдающихся художественных деятелей;

— выдающиеся произведения искусства;

— особенности народного искусства своего края, области;

— историю возникновения и развития народных промыслов;

— представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства.

Дети должны уметь:

— выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной композицией;

— создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);

— оформлять выставки рисунков, плакатов, тематические, собственные.

— оформлять праздники, мероприятия, концерты, семинары.

Художественно-творческая деятельность на внеурочных занятиях школьного творческого объединения «Школа Роста» находит разнообразные формы выражения:

— изображение на плоскости и в объеме;

— декоративная и конструктивная работа;

— восприятие явлений действительности и произведений искусства;

— обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;

— создание костюмов, декораций

— изучение творческого художественного наследия;

— подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

— прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных);

просмотр видеоматериалов;

Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать учащимся более глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

Тематический план внеурочных занятий

с обучающимися

школьного творческого объединения «Школа Роста»

Наименование раздела № пп Тема занятия Содержание и методические приемы Кол-во часов
1 2 3 4 5
Коллективное творчество Вводное занятие. «Какой я?» Знакомство. Планы творческих проектов на предстоящий год. Обсуждение новых идей, внесение коррективов. Вводный инструктаж по правилам техники безопасности и поведения на занятиях Практические выходы
Часы общения «День Учителя» Изготовление подарков — сувениров Эскизирование. Подготовка материалов. Декорирование. Окончательные работы по оформлению
Часы общения «День Учителя» Новый проект по оформлению актового зала «День Учителя»
«Ярлыки и ценности «Учитель всегда учитель» Праздник для учителей Концерт, сценарий, костюмы, танцы
Коллективное творчество Час общения «Новый год» Работы по заказу школы Подготовка к праздникам, выставкам, конкурсам, оформление школы
Часы общения «Новый год» Практические выходы Сценарий, костюмы, танцы
Модуль «Цветы — лучший подарок даме» Час общения «23 февраля», «8 марта» Изготовление цветов в разных техниках. Знакомство с техникой. Подбор и подготовка материала. Выбор вариантов. Заготовки для цветов. ( изготовление лепестков и листьев) Оформление цветов. Завершение работы. Просмотр. Концерт, оформление тематических выставок
Коллективное творчество Час общения «14 февраля», Практические выходы Сценарий мероприятия, игра
Час общения «23 февраля», «8 марта» Практические выходы Оформление актового зала школы
Коллективное дело — что это? Работа над проектом Выезд в город с проектами
Модуль «Подарок ветерану — учителю» (традиционная акция) Час общения «День Победы» Операция «Обелиск» Работы по заказу школы проект 9 мая оформление школы
Час общения «Майские праздники» Подготовка к праздникам, конкурсам, оформление школы
Коллективное творчество Час общения «День Победы» Изготовление сувениров Бумага, карандаши, краски Поздравление ветеранов с Днем Победы" Практические выходы
Час общения Коллективное дело — что это? Подведение итогов Последние звонки«. «Выпускной» начальная школа, 9-11 класс
Час общения «Ура, каникулы!» «1 июня — День Защиты детей!» Работы по заказу школы Подготовка к праздникам, выставкам, конкурсам, оформление школы

Планируемые результаты и выходы:

Участие в школьных, районных и всероссийских конкурсах и выставках ИЗО и ДПИ, семинарах, общешкольных мероприятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васин Е.К. Подготовка учащихся к выполнению проекта / Васин Е.К. // Школа и производство. — 2003.- № 7. — с.95 —101.
  2. Евстигнеева О. Метод проектов — среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность / Евстигнеева О. // Директор школы. —2003.-№ 6. — с.44-48.
  3. Захарова Л.П. Из опыта художественно-эстетического воспитания / Л.Захарова //Воспитание школьников.-2003.-№ 9.-с.48-51.
  4. Королев Ю.А. Эстетическое воспитание учащихся / КоролевЮ.А. //Физика в школе.-2000. —№ 3.-с.23-29.
  5. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб пособие для ВУЗов / Кукушин В.С. — Ростов-на-Дону. : Март,2002.-(Пед. образование).-316 с.
  6. Лебедева Л.И. Метод проектов в продуктивном обучении / Лебедева Л.И. // Школьные технологии.-2002.-№ 5.- с. 116-120.
  7. Наумов В.П. Основы проектной деятельности / Наумов В.П. — М., 2001. — 236
  8. Новикова Е. Эстетическое воспитание школьников на занятиях кружка декоративно — прикладного искусства / Новикова Е. // Воспитание школьников.-2003.-№ 8.-с.30-32.
  9. Образовтельные программы по эстетическому воспитанию детей М.-2000.
  10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед.ВУЗов / Пахомова Н.Ю. -М.Аркти-2003.-111 с.
  11. Пахомова Н.Ю. Проектирование в школе — проблемы внедрения / Пахомова Н.Ю. // Школа и производство.- 2002.- № 3. — с.14-16.
  12. Перверзев Л.Б. Проектный подход и требования к учителю/ Перверзев Л.Б. // Школа и производство.- 2002.- № 1. — с.14-16.
  13. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе, М.: Просвещение, — 2006 — 178 с.
  14. Сасова И. Через проблему — к практическому результату / Сасова И. // Учитель.-2001.-№ 5. — с. 35-38.
  15. Сметанкина И.П. Об эстетическом воспитании школьников / Сметанкина И.П. // Начальная школа.-2003.-№ 9.-с.48-51.
  16. Феодосова Т.Н. В центре метод объединения — освоение метода проектов/ Феодосова Т.Н. // Школа и производство.-2002.-№ 8. —с. 12-13.
  17. Фрид.Д. Чтение личности: всестороннее исследование личности с помощью самых достоверных методик / Фрид.Д., Бирнбаум Д. — М. : Эксмо, 2003.-286 с
  18. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики., М., Педагогическое общество России, — 2001 — 104 с
  19. Эстетическое воснитание. www.словарь.ru
  20. http // www. ref. by
  21. http // festival.1 september.ru
  22. fgsn.vlsu.ru
  23. www.mioo.ru