Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые в ситуации выбора могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, которые будут любить свою Родину и заботиться о ее процветании.
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.

Актуальной стала и задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников, их отношение к изучаемому материалу.

Одним из эффективных методов по реализации этих задач является проектное обучение. Метод проектов не является новым в педагогической практике, но его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в изме­няющемся окружающем мире.

В основе метода лежит креативность, умение самостоятельно конструировать свои знания, находить недостающую информацию в информационном поле; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи [3, с. 8]. Он позволяет формировать умения, связанные с опытом их применения в практической деятельности.

Метод проектов способствует развитию познавательных навыков учащихся, умению самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление, наблюдательность. Участие в проектной деятельности способствует самореализации школьников, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, повышению самооценки.

При условии ориентации на личность ребенка, на его духовные потребности, проектная деятельность помогает сформировать личность с богатым внутренним миром и правильными духовно-нравственными ориентирами, что также способствует достижению личностных результатов [1]. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Презентацию результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на ярмарках идей, конкурсах, детских конференциях.

Реализация проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний и социального опыта, он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Отдельные элементы метода проектов могут успешно внедряться при обучении истории уже в 5-6-х классах. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы и методики, направленные на развитие социально-коммуникативных компетенций учащихся. В ходе урока возможно создание ситуации интеллектуального поиска, основанной на поиске решения проблемной задачи или ситуации. Учащиеся второй ступени обучения уже владеют навыками поиска и анализа информации, осваивают способы ее правильного оформления и предъявления.

Наряду с большими проектами существуют мини-проекты. Их можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые. Вид мини-проекта зависит от уровня подготовленности учащихся, от содержания изучаемого материала, от особенностей организации учебного процесса.

В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочниками, общаться с другими людьми, рисовать, оформлять работы на компьютере в программах Microsoft Office.
Курс истории Древнего мира позволяет заниматься не только персоналиями (тема «Герои Эллады»), но и обращаться к культурным феноменам («Семь чудес света»).
Основной формой работы на уроке в среднем звене является групповая работа. Если каждая группа решает одну и ту же задачу (исследует один и тот же объект), то целесообразно формирование разноуровневых групп.

На уроках по истории средних веков работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в срок, взаимопомощь. Небольшие исследования о персонажах или явлениях сводятся в коллективный труд «Средневековый город и его обитатели». В данном случае, информационные сообщения могут составить сборник, стать основой для ролевой игры, лечь в основу дискуссии.

В 5-6-х классах хорошие результаты дает использование кроссворда, в котором часть вопросов заменяется рисунками, фрагментами картинок, символами, репродукциями и т. д. Для этого привлекаются самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки.

Таким образом, использование мини-проектов позволяет формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой
атмосферы в классе и дома.

Изучение прошлого России также дает большие возможности для создания проектов («История в портретах», «Загадки истории» и т. д.), где возможен переход

от индивидуального к групповому способу работы. Школьники могут, например, рассказывать и писать о жизни исторических личностей, создавать собственный журнал, делать макеты, создавать коллажи, карты и т. д.

В целом, проектная деятельность дает возможность повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации.

Подготовить, оформить и представить проект — дело более сложное, чем выполнение традиционных заданий, поэтому в школе в помощь участникам проекта необходимо разработать методические рекомендации по проведению проектно-исследовательской деятельности и оформлению ее результатов.

Проектная деятельность позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.

Литература

  1. Громова О.В. Как повысить отзывчивость души. / О. В. Громова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2014. —  5. — С. 52-54.
  2. Купцова Е.П. Создание ситуации успеха на уроках английского языка посредством проектной методики. / Е. П. Купцова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2014. —  4. — С. 39-43.
  3. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьника: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — С. 8.
  4. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.