Популяризация массовой физической культуры и здорового образа жизни является сегодня наиболее актуальной в Ханты-Мансийском автономном округе.

Приоритетными направлениями школы становится формирование идеологии здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, создание условий, необходимых для успешного выполнения здоровьесберегающей деятельности с учетом новых запросов и потребностей государства и общества в целом. Существенный вклад в данном направлении может внести внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее ГТО) среди учащихся, преподавателей и сотрудников школы.

На федеральном уровне возрождение системы ГТО было объявлено в Указе Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 «О ВФСК „Готов к труду и обороне“ (ГТО)» [1].

На региональном уровне возрождение системы ГТО было объявлено в распоряжении губернатора ХМАО-Югры от 30 июля 2014 г. № 453-рг «Об утверждении плана мероприятий по поэтапному внедрению ГТО» на период 2014-2017 годов в ХМАО-Югре; приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 02.12.2014 № 1526 «О поэтапном внедрении ГТО» на период 2014-2017 годов на территории ХМАО-Югры [2].

Реализация государственных программ в сфере внедрения и популяризации комплекса ГТО, направленного на развитие массового спорта и формирование культуры здоровья, гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодого поколения, подготовку допризывной молодежи к выполнению конституционного долга по защите отечества, диктует необходимость разработки и реализации в МБОУ СОШ № 46 с УИОП (далее школа) города Сургута проекта «Комплекс ГТО — путь к здоровой и спортивной нации».

Еще одна из причин внедрения проекта в школе, на мой взгляд, являются ряд проблем, выявленных после сдачи нормативов ГТО учащимися 11х классов в центре тестирования МБУ ЦФП «НАДЕЖДА» в период с марта по май 2016 года:

— низкая проинформированность учащихся о комплексе ГТО;

— отсутствие взаимодействия учителей физической культуры с классными руководителями и администрацией школ;

— отсутствие мотивации у учащихся к сдаче нормативов комплекса ГТО;

— слабая физическая подготовка учащихся, где вина не только учащихся, но и учителей физической культуры;

— не допуск большого количества учащихся к сдаче нормативов комплекса ГТО по медицинским показателям.

В этой связи целью проекта является организация комплекса мер по созданию для учащихся, преподавателей и сотрудников школы условий и стимулов, способствующих осознанному ведению здорового образа жизни, регулярным занятиям физической культурой и спортом, участию в общественной и спортивной жизни школы.

Задачи проекта:

— создать нормативно-правовую и научно-методическую базу с учетом внедрения в школе комплекса ГТО;

— развить материально-техническую и спортивную инфраструктуру школы, обеспечивающей внедрение комплекса ГТО;

— разработать и реализовать технологию поэтапного введения комплекса ГТО;

— сформировать механизмы вовлечения всех участников образовательного процесса школы в подготовку и сдачу нормативов комплекса ГТО;

— организовать информационно-пропагандистские акции по продвижению комплекса ГТО среди учащихся, преподавателей и сотрудников школы [3].

Новизна проекта — создание и развитие в школе условий для поэтапного вовлечения учащихся, преподавателей и сотрудников школы в реализацию ГТО.

Этапы реализации проекта.

1 этап — организационно-подготовительный (август — сентябрь 2016 г.):

— разработка дорожной карты внедрения комплекса ГТО;

— создание нормативно-правовой, методической и материальной базы;

— разработка организационно-управленческой модели во главе, которого будет находиться избранный тьютор по внедрению комплекса ГТО.

2 этап — экспериментально-внедренческий (октябрь 2016 — апрель 2017 г.):

— проведение тестирования учащихся 1-11 классов, преподавателей и сотрудников;

— внесение необходимых корректив в нормативно-правовую базу;

— совершенствование материально-технических условий внедрения комплекса ГТО;

— реализация плана мероприятий школы, информационное сопровождение и проведение масштабной информационно-разъяснительной и PR-кампании.

3 этап — мониторинговый (май-июнь 2017 г.):

— мониторинг физической подготовленности учащихся 1-11 классов, преподавателей и сотрудников школы, анализ полученных данных;

— мониторинг материально-спортивной базы школы;

— медицинский мониторинг, разработка на основе полученных данных медицинских рекомендаций и требований к недельной физической нагрузке [4].

Выбор форм подготовки и сдачи Комплекса ГТО.

Основными формами подготовки к сдаче контрольных тестов ГТО являются учебные занятия по физической культуре, внеурочные занятия по выбранному виду спорта, занятия в спортивных секциях, самостоятельные физкультурно-оздоровительные занятия, физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, соревнования по видам спорта, внеучебная деятельность, внеклассная работа, связанная с формированием здорового образа жизни и физическим воспитанием.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации проекта

Кадровыми ресурсами данного проекта являются администрация, классные руководители и учителя физической культуры школы, ответственные за физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с детьми. Методическое сопровождение проекта осуществляется заместителями директора по УВР и ВВВР, ответственными за физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в школе, психологами школы, социальными педагогами и руководителями проекта. Курсы повышения квалификации в 2015-2016 учебном году по темам комплекса ГТО прошли 50 % преподавателей физической культуры.

Материально — технические ресурсы. Школа располагает хорошей спортивной базой: спортивный зал № 1, спортивный зал № 2, зал единоборств (тхэквондо), стрелковый тир, зал сухого плавания, бассейн (большая и малая чаши), спортивное ядро.

Ожидаемые результаты эффективной реализации проекта.

Реализация проекта «Комплекс ГТО — путь к здоровой и спортивной нации» позволит:

— способствовать массовому вовлечению педагогического коллектива школы, ее сотрудников и учащихся 1-11 классов в занятия физической культурой и спортом, тем самым оказывая влияние на физическую подготовленность и оздоровление;

— формировать социально и профессионально компетентную личность, гармонично сочетающую в себе способность и стремление к здоровому образу жизни, активную гражданскую позицию, приверженность морально- нравственным и культурным ценностям;

— модернизировать спортивно-оздоровительную среду школы;

— обеспечить научно-методическое и информационное сопровождение внедрения Комплекса ГТО;

— создать стабильные условия финансового и материально-технического обеспечения процесса внедрения Комплекса ГТО в школе, оказывать планомерную финансовую поддержку в этом направлении учащимся и сотрудникам [5,6].

Список использованных документов и источников информации

Законы, подзаконные и нормативные акты

1. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне“ (ГТО)».

2. Распоряжении губернатора ХМАО-Югры от 30 июля 2014 г. № 453-рг «Об утверждении плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно—спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на период 2014-2017 годов в ХМАО-Югре.

Учебники, монографии и литература

3. Енченко И.В. Эволюция комплекса «Готов к труду и обороне». // Наука и спорт: современные тенденции. — 2014. — № 4. — С.45 — 51.

4. Качановский А.Ю. Отечественный опыт вовлечения молодёжи в массовые занятия физкультурой и спортом. // Среднее профессиональное образование. — 2012. — № 4. — С.60 — 61.

5. Курашвили В. А. Комплекс ГТО. // Вестник спортивных инноваций. — 2013. — № 46. — С.4 — 5.

6. Югова Е.А. Внедрение системы ГТО как фактор развития здоровьесберегающей компетентности. // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 1. — С.100 — 103.