Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Детский сад и семья — два воспитательных феномена, каждый из, которых по-своему дает ребенку социальный опыт.
Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС — повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.
Семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:
— первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;
— максимальной возрастной сензитивностью в период дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая, возникает раньше потребности в общении со сверстником;
— длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно -эмоциональной атмосферой семейных отношений: любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.
Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием «взаимодействие», которое представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.
Цель моей работы — решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Основными задачами взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие:
1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).
4. Повышение уровня компетентности родителей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно использую инновационные формы и методы:
— презентация образовательной деятельности ДОУ;
— фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;
— информационные буклеты;
— организация Дней открытых дверей;
— совместное проведение досугов;
— групповые встречи — практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;
— «День Портфолио» — оформление папки успехов и достижений своего ребёнка ежемесячно;
— тематические досуги «Осенняя ярмарка», «Моя семья», «День матери», «Новогодний калейдоскоп», «Защитники Отечества», «Путешествие в музей», КВН «Знатоки природы»;
— совместное развлечение в рамках поло-ролевой социализации «Я — мальчик, я — девочка»;
— вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек, «Маленькая красавица», «Богатыри России»);
— оздоровительные праздники «Папа, мама, я — дружная семья», «От простуды босиком»;
— совместные развлечения в рамках ООП «Безопасность»;
— театрализованные представления для родителей с участием детей «Красная Шапочка».
Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:
— информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду в специальном календаре в фойе группы;
— приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников;
— предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе;
— призываю к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка;
-создала сайт группы- на котором поместила интересную информацию о жизни детей в детском саду и в группе.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, включаю практические задания, игры. Предлагаю изготовление совместных поделок на различные конкурсы, которые проходят в нашем детском саду. Отправляю рисунки, поделки детей, затем вручаю детям полученные грамоты, что стимулирует их (детей) в дальнейшем прилагать большие усилия на развитие творческих и познавательных интересов.
Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых и детей.
Акцентируя внимание на проблемах организации индивидуальных и групповых консультаций, я считаю необходимым рассказать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе консультаций стараюсь объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.
Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. В своей работе обращаю внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений.
Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики — это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: творчества, осваиваемого опыта жизни, признаков социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, познания мира.
Поэтому объясняю значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе.
Родители имеют возможность предложить свои идеи по лексическим темам, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого родителям совершенно не нужно обладать педагогическими способностями — дети рады, когда мама или папа просто находятся в группе.
Мы предлагаем родителям посещение детского сада во время «Недели открытых дверей» — что позволит им иметь возможность «прожить» целый день в детском саду вместе со своим ребенком — посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, на «пробудительной» гимнастике после дневного сна, поиграть с детьми т.д.
Помощь в пополнении фондов детского сада (игрушки, книги, журналы и материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ). Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек).
Приветствую желание родителей иметь полную информацию о вопросах, решаемых в процессе проведения педагогического Совета, а также предоставляем родителям возможность принять участие в дискуссиях по интересующим их проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки (темы выставок «Осенняя ярмарка» — поделки из овощей и фруктов, из природного материала, «По правилам дорожного движения», «Новогодняя ёлочка», «Снеговик» др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.
Огромное значение придаю виду сотрудничества — праздники. Готовят их не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой — лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.
В ходе проведенной работы получены результаты:
— повысился уровень родительской компетентности;
— гармонизировались родительско — детские отношения;
— повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.
Как это повлияло на развитие личности ребенка:
— улучшился эмоциональный климат в семье;
— изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями ребенка;
— повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:
— положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь уверены в понимании со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
— учет индивидуальности ребенка, педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
— возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.
Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
— укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
— возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
Уверена, что мои воспитанники легко адаптируются в школе.
Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.