В настоящее время в дошкольных учреждениях внедрена новая Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования " От рождения до школы«.

В которой обозначено:

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( форме, цвете, размере , материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времен6и, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках, и традициях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира».

Всё это дошкольники получают в течении всего периода нахождения в дошкольном учреждении: в совместной деятельности воспитателя и детей, в организованной образовательной деятельности , в образовательной деятельности при проведении режимных моментом. Но всё — таки в основном это происходит на специальных занятиях, что называется «обучением детей дошкольного возраста».

Учение ребёнка — дошкольника надо понимать широко. Ребёнок учится с первых минут своей жизни сам и с помощью взрослого.

Ещё Ушинский сказал: «Человек родился и начал познавать мир».

Он познаёт окружающий мир природы, людей, вещей, осваивает цели и средства человеческой деятельности, начинает осознавать себя. Однако самые разнообразные впечатления, которые получает ребёнок, носят, в основном, без системный характер. Для упорядочения этих впечатлений, стихий, но сформированных знаний, для приобретения детьми новых обобщённых знаний и способов действий, открытия зависимостей и взаимосвязей между предметами и явлениями необходимы специальные занятия, которые в дошкольном детстве являются важной формой обучения и должны носить обучающий характер. Только при этом они оказывают существенное влияние на умственное развитие детей. Уже к старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность связывать между собой, систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, что свидетельствует об овладении ими общественно выработанными средствами познания.

Такими средствами являются в области восприятия — сенсорные эталоны, в области мышления- наглядные модели( отражающие в обобщённой форме связи и отношения вещей) и значения, выраженные в знакомой форме ( пре-жде всего словесной).Овладение этими средствами познания происходит в деятельности ребёнка, направленной на решение познавательных задач, которые требуют как применение готовых средств, так и их активного построения. Принципиально важным является переориентировка воспитателей с репродуктивных методов обучения на продуктивные.

Воспитатель должен стремиться не к передаче детям готовых знаний, а к организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности — конструирование, лепка, элементарное музицирование, в высокой степени способствующие развитию у детей творческого мышления и воображения, раскрывающие индивидуальность каждого ребёнка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивают волевую сферу. Важно понимать, что процесс обучения должен базироваться на имеющейся у каждого ребёнка и никогда не насыщающийся фундаментальной потребности в новых впечатлениях, новых знаниях и способах познавательной деятельности. Для реализации и развития этой потребности необходимо, чтобы эти знания были действительно новыми для ребёнка и в то же время тесно связывались с теми, которые у него уже есть. Неучёт всего этого ведёт к тому, что познавательная потребность гаснет, дети теряют интерес к знаниям и процессу их приобретения, а педагогу приходится пользоваться на занятиях искусственными приёмами активации познавательной деятельности. Приобретение новых знаний тесно связанно у дошкольников с практическими преобразованиями предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребёнок выявляет в объекте всё новые свойства, связи и зависимости. Усложняясь и развиваясь, эти преобразования превращаются в своеобразную деятельность экспериментирования, в которой осуществляется достаточно глубокое познание объектов. На определённом этапе такое экспериментирование может осуществляться детьми мысленно. В результате ребёнок получает часто совершенно неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности. Происходит своеобразный процесс самодвижения, саморазвития детского мышления. Оно свойственно всем детям и имеет важнейшее значение для становления творческой личности. Наиболее ярко этот процесс проявляется у одарённых и талантливых. Помня о специфике дошкольного возраста, необходимо преодолеть существующую тенденцию превращения интересных и полезных для детей занятий в жёстко регламентированный, строго дисциплинированный школьный урок, в котором используются, главным образом, вербальные средства, центральной фигурой является всё объясняющий и показывающий воспитатель, а деятельность самих детей сведена к минимуму. Необходимо в корне изменить форму организаций занятий. Они могут проходить не только в групповом помещении и в зале, но и на участке, в близлежащем парке, у водоёма и т.д.( сейчас многие детские сады так и делают). Дети могут заниматься как всей группой, так и по подгруппам. При этом они должны иметь возможность в случае необходимости свободно, без специального разрешения воспитателя ходить по группе ( чтобы взять недостающий материал, посмотреть рисунок, помочь товарищу и т.д.), выбирать партнёра для совместной работы, обсуждать общие дела, происходящие на занятии. К сожалению, очень часто на занятиях воспитатели, строго следуя планам, отражающим их предметное содержание, и не предусматривающим вообще какого- либо общения детей друг с другом, препятствуют ему. В тоже время живое, непринуждённое общение детей — обязательное условие успешности усвоения любого материала, основа развития инициативной речи. Отсутствие такого общения приводит к тому, что речь становится обязательной, официальной, нежелательной и несобственной. Подготовка детей к школе не самоцель, а один из результатов всего хода нормального развития ребёнка в дошкольном возрасте, который позволяет ему не только овладеть элементами грамоты и математики, но и по новому видеть и понимать взрослого, сотрудничать с ровесниками. Преемственность детского сада и школы должна обеспечиваться применением на начальных этапах школьного обучения специфически дошкольных методов и форм организации жизни детей, что сделает переход к новой ведущей деятельности более эффективным и безболезненным. Использование чисто школьных методов не только не помогает адаптации к школе, но и плохо сказывается на физическом и психическом здоровье детей, на их развитии. Значительно ускорить и облегчить этот процесс может приход в первый класс группы детей детского сада. Учитель должен ориентироваться на такую группу как на реальное детское сообщество со сложившимися отношениями и навыками совместной работы. Другим благоприятным фактором может стать тесная связь детского сада и школы, когда школьники систематически бывают в детском саду, играют с ними, читают им, помогают в самообслуживании, на уроках труда готовят материалы для занятий, а ребята детского сада, в свою очередь, частые гости в школе, активные участники праздников в начальных классах. Общие игры дошкольников, совместные экскурсии под руководством воспитателей и учителей, являются эффективными формами взаимодействия детей разных возрастов и взрослых.