Науку и технику последних десятилетий отличает мощный поток информации, причем скорость ее обновления такова, что 90% наших сегодняшних знаний 50 лет назад не были известны науке. Поэтому как одна из важнейших компетентностей конкурентоспособных специалистов вузов нами рассматривается компетентность, определяющая способность работать в информационных полях, программных оболочках соответствующих его профессиональной деятельности — информационно-профессиональная компетентность.

Вузы при подготовке специалистов, до вступления в «единое образовательное пространство» и введения в действие образовательных стандартов нового поколения, учитывали в большей степени внутренние стандарты образовательной сферы и, в меньшей степени, — требования к выпускникам на рынке труда. В современных рыночных условиях невозможен режим, обеспечивающий выпускнику постепенное приобретение профессиональных навыков и доведение его до требуемого уровня компетентности и профессионализма, поэтому даже успешный студент вуза, став выпускником, может оказаться неконкурентоспособным на рынке труда. Исходя из того, что содержание информационно-профессиональной компетентности определяется областью профессиональной деятельности и подразумевает, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки.

Утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования устанавливаются требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, выраженные в компетенциях и делящиеся на общекультурные и профессиональные компетенции, а также в процессе подготовки обучающийся может приобрести другие (специальные) компетенции, связанные с конкретным профилем его подготовки [1].

Появившееся в последнее десятилетие технологии сделали популярными два новых понятия — виртуальная реальность и киберпространство. Виртуальная реальность состоит из двух слов и если разобрать эти два понятия по отдельности, то слово виртуальный или виртуальные — это те существительные, которые обозначают что-то недоступное органам чувств, т.е. эти понятия не материальны и не воплощаются в каком-либо предмете. Отсюда следует, что к виртуальным понятиям относятся: власть, собственность, любовь, добро, зло, ценность денег, справедливость, чувства, долг, красота, закон и др. Все виртуальные понятия это лишь продукт мозга многих людей. Нам они подчас кажутся чем-то материальным, но реального материального воплощения они не имеют. Для того, чтобы воплотить виртуальное понятие в жизнь достаточно создать материальные атрибуты. [2]

Перейдём ко второму слову реальность, в переводе с латинского означает вещественный, действительный. Реальность — всё сущее; материальный мир, объективно существующий в действительности. Реальность приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени, что существует и является преходящим.

В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования страны, растет количество учебных заведений, которые дополняют традиционные формы обучения дистанционной. Тем более что сегодня большинство молодых людей свободно владеют персональным компьютером и умело используют сведения, полученные из Интернета; им часто удобнее заглянуть в глобальную сеть, чем искать интересующий материал в традиционной печатной учебной литературе.

Создание высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды рассматривается в основном как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

Вместе с тем нельзя отрицать, что создание информационно-образовательной среды это не только чисто техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования.

В связи с этим необходимо учитывать также и проблемы педагогики в условиях функционирования современных информационно-образовательных сред.

Чтобы поближе познакомиться с понятием виртуальной образовательной среды приведем ниже несколько ее определений из разных источников.

Под виртуальной образовательной средой мы будем понимать совокупность информационных ресурсов, обеспечивающую комплексную методическую и технологическую поддержку дистанционного процесса, включая обучения, управление образовательным процессом и его качество.

Виртуальная обучающая среда— комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющий осуществить управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников.

Под виртуальной образовательной средой мы понимаем информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемые и используемые для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса. Под виртуальной образовательной средой [2] понимается среда, которая способствует творческому постижению Себя — Нового, т.е. личности, находящейся в процессе образовательного становления, осваивающей как новые знания, так и новые степени свободы.

Виртуальная образовательная среда — это быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет:

-педагогические, дидактические и методические технологии, специфические для взаимодействия участников учебного процесса;

-информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.;

-современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.

Функции виртуальной образовательной среды:

-информационно-обучающая (мы предоставляем необходимую учебную информацию);

-коммуникационная (обучение проходит в диалоге с участниками учебного процесса);

-контрольно-административная (проводятся комплексные меры по контролю уровня знаний, умений и навыков и администрированию).

Литература:

  1. Лопатина, Н.В. Новые профессии в информационной сфере: опыт аналитико-прогностического исследования [Электронный ресурс] / Н.В. Лопатина //http://www.fact.ru.
  2. Сляднева, Н.А. Современный человек в виртуальном мире: проблема информационно-аналитической культуры личности [Электронный ресурс] / Н.А. Сляднева // Евразийский вестник.— 2003.— № 22 // http://e-journal.ru//kultura-st1-22.html.