Пояснительная записка

Программа универсального курса внеурочной деятельности «Кто я?» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования к организации внеурочной деятельности в начальной школе, а так же в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования под редакцией А.А.Плешакова по курсу предмета «Окружающий мир».

Программа внеурочной деятельности «Кто я?» разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения ИКТ в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Программа «Кто я?» универсальна, рассчитана для обучающихся 2-4 классов с возможностью применения на любом этапе обучения, с любого класса.

В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно­-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для всестороннего развития младших школьников, социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка.

Содержание деятельности обучающихся начальных классов во внеурочное время — это, прежде всего, единство познавательной и исследовательской деятельности. Основные направления программы внеурочной деятельности «Кто я?» — научно-познавательное, духовно-нравственное и социальное. Проектно — исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Кто я?» имеет краеведческую направленность с опорой на общеобразовательный предмет «Окружающий мир».

Цель курса заключается в создании условий в свободное от учёбы время для всестороннего развития и воспитания младшего школьника посредством проектно-исследовательской деятельности, как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, воспитанного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Курс внеурочной деятельности «Кто я?» усиливает внимание к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за свою страну и родной край, земляков, свою семью, и воспитание духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.

Задачи курса:

— стимулирование познавательной и творческой активности обучающихся

-овладение обучающимися основами практико-ориентированных знаний

-овладениями навыками исследовательской деятельности

— формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать, освоение норм и способов сотрудничества, общения со сверстниками, взрослыми

— формирование ценностно-смысловых ориентиров

— формирование информа­ционной грамотности обучающихся на основании самостоятельных исследований объектов окружающего мира.

Общая характеристика программы курса «Кто я?»

Проектная деятельность при изучении курса «Кто я?» в начальной школе имеет отличительные особенности:

· во-первых, она имеет краеведческую направленность с опорой на предмет «Окружающий мир»;

· во-вторых, краеведческая направленность имеет универсальный характер и рассчитана на любой год обучения в начальной школе со 2 по 4 класс;

· в-третьих, деятельность носит как групповой характер (экскурсии, групповые задания, заседание научных клубов младших школьников, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение индивидуальных заданий; интервьюирование с целью поиска ответов на вопросы, наблюдение, оформление результатов интервью и наблюдений; подготовка презентаций; изготовление рисунков и зарисовок, фотографирование объектов, работа в Интернете; поиск и использование дополнительных источников информации, экскурсии с родителями и т. д.).

Участники программы: обучающиеся 2-4 классов возрастом от 8 до 11 лет, их родители, учителя и педагоги общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей — теоретической и практической. Теоретическую и практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Занятия проводятся в свободное от уроков время, 1ч в неделю.

Описание места программы курса «Кто я?» в учебном плане

Преподавание курса внеурочной деятельности «Кто я?» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в историко-краеведческом музее, на улице города (села), в парке, на пришкольной территории. Она включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, выставок, презентаций. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: классный учитель, учителя истории, географии и краеведения, библиотекарь, родители школь­ников, жители города (села).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы

Курс внеурочной деятельности «Кто я?» способствует формированию информационной грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения, делать выводы и заключения, заботиться о сохранности объектов окружающего мира, проводить поиск информации в книжных и электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Ожидаемые результаты реализации программы

Главным ожидаемым результатом является развитие творческой и познавательной активности каждого обучающегося.

В области личностных планируемых результатов будут формироваться следующие УУД:

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

-внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

-самостоятельность и личная ответственность;

-установка на здоровый образ жизни и здоровьесберегающее поведение;

-ценностное отношение к окружающему миру, людям, объектам старины.

-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России,

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-осознание ответственности человека за общее благополучие;

-осознание своей этнической принадлежности;

-гуманистическое сознание;

-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

-мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур;

-эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

-эстетические потребности, ценности и чувства;

-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

-гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

-обращаться за помощью;

-формулировать свои затруднения;

-задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-определять общую цель и пути ее достижения;

-осуществлять взаимный контроль;

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

-вести устный и письменный диалог;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

-разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

-формулировать и удерживать учебную задачу;

-ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

-составлять план и последовательность действий;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

-предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

-устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

-соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-различать способ и результат действия;

-осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

-сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

-анализ;

-синтез;

-сравнение;

-сериация;

-классификация по заданным критериям;

-установление аналогий;

-установление причинно-следственных связей;

-осуществлять рефлексию способов и условий действий;

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

-ставить, формулировать и решать проблемы;

-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

-построение рассуждения;

-обобщение;

-интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

-применение и представление информации;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-осуществлять смысловое чтение;

-выбирать вид чтения в зависимости от цели;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

-моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Формы подведения итогов реализации программы

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями этой системы являются:

— комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

— использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, защита проектов, самооценивание, наблюдение.

Способами определения результативности программы курса внеурочной деятельности «Кто я?» являются:

— диагностика, в виде естественно-педагогического наблюдения, с внесением данных по результатам УУД в таблицу

— оформление презентации (электронной или в бумажном варианте)

— защита проектов учащихся одной возрастной категории перед аудиторией в конце учебного года.

Тематический план программы курса

внеурочной деятельности «Кто я?»

Название разделов Всего ча сов Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
Теория Практи ка
1 Моё имя 2 1 1 Знать своё полное имя, отчество и фамилию. Понимать различия между старинным и современным именем. Уметь отличать национальные имена родного края Работать в группах и самостоятельно с источниками информации.
2 Мой день рождения 2 1 1 Знать дату своего рождения Понимать значимость этого события для себя, своей семьи Работать в группах и самостоятельно с источниками информации.
Итоговое занятие 1 1 Подведение итогов по теме (в виде викторины, олимпиады, теста, диспута, заседания клуба, практической работы)
3 Моё родовое дерево 4 1 3 Понимать значение понятия «родовое древо» Знать историю возникновения своей фамилии Понимать и уметь определять родственные связи Уметь работать с дополнительными источниками информации Уметь делать фото\видео отчет по теме
4 Традиции моей семьи 2 1 1 Понимать значение понятия «традиция», «обычай» Знать традиции своей семьи Уметь вести диалог, брать интервью Уметь работать с дополнительными источниками информации
Итоговое занятие 1 1 Подведение итогов по теме (в виде викторины, олимпиады, теста, диспута, заседания клуба, практической работы)
5 В гостях у старины 3 1 2 Называть предметы старины и выделять их признаки. Уметь отличать старинные вещи от современных по признакам Знать методы изготовления вещей (ручной труд, станок) Знать предназначение вещей и как ими пользоваться Уметь различать материалы, из которых изготовлены предметы старины Уметь работать с дополнительными источниками информации Уметь делать фото\видео отчет по теме
Итоговое занятие 1 1 Подведение итогов по теме (в виде викторины, олимпиады, теста, диспута, заседания клуба, практической работы)
6 Моя улица 3 1 2 Знать историю названия родной улицы Знать какие здания расположены на родной улице Знать главные улицы города (села) и уметь находить исторические памятники на них Уметь работать с картой города (села) Уметь брать интервью у жителей улицы Проводить групповые и самостоятельные наблюдения Уметь работать с дополнительными источниками информации
7 Мой дом 3 1 2 Уметь определять примерный возраст здания по признакам старины Уметь различать материалы, из которых изготовлен дом Уметь применять прием олицетворения при описании своего дома Проводить групповые и самостоятельные наблюдения Уметь брать интервью у жителей улицы Уметь делать фото\видео отчет по теме
Итоговое занятие 1 1 Подведение итогов по теме (в виде викторины, олимпиады, теста, диспута, заседания клуба, практической работы
8 Моё здоровье 3 1 2 Уметь составлять свой режим дня Понимать различия между вредными и здоровыми привычками Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций Выбирать соответствующие формы здоровьесберегающего поведения Проводить групповые и самостоятельные наблюдения Уметь делать фото\видео отчет по теме
Итоговое занятие 1 1 Подведение итогов по теме (в виде викторины, теста, диспута, заседания клуба, практической работы)
9 Моя школа и мой класс 2 1 1 Понимать значимость школы в жизни Знать свои обязанности в школе Понимать значение слова «коллектив» Знать историю школы, имена выдающихся учеников Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций Уметь делать фото\видео отчет по теме
10 Мои достижения 2 1 1 Уметь делать свой выбор, аргументировать Анализировать уровень своих достижений Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций
Итоговое занятие 1 1 Подведение итогов по теме (в виде викторины, теста, диспута, заседания клуба, практической работы)
Презентация проектов 2 2 Уметь делать защиту проекта перед аудиторией
ВСЕГО 34 10 24

Курс «Кто я?» является комплексом, состоит из двух основных частей: программы внеурочной деятельности для учителей и индивидуальной печатной тетради младшего школьника, которую рекомендуется использовать на внеурочных занятиях каждому желающему в классе.

Курс внеурочной деятельности разделён на 10 разделов сроком на 34 учебные недели (по 2-3 занятия на раздел ) для учащихся 2-4 классов.

Занятия включают как теоретическую, так и практическую часть.

Индивидуальная тетрадь школьника содержит задания и материал, мотивирующие младших школьников на познание нового, неизвестного, а так же на развитие личностных, познавательных, коммуникативных компетенций. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Список используемой литературы

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. — 2004. —  2.
  4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. — М.: Вентана-Граф, 2004.
  5. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос.акад. образования.- 2000.- N 2.
  6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
  7. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.