Пояснительная записка
Программа универсального курса внеурочной деятельности «Кто я?» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования к организации внеурочной деятельности в начальной школе, а так же в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования под редакцией А.А.Плешакова по курсу предмета «Окружающий мир».
Программа внеурочной деятельности «Кто я?» разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения ИКТ в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Программа «Кто я?» универсальна, рассчитана для обучающихся
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для всестороннего развития младших школьников, социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Содержание деятельности обучающихся начальных классов во внеурочное время — это, прежде всего, единство познавательной и исследовательской деятельности. Основные направления программы внеурочной деятельности «Кто я?» — научно-познавательное, духовно-нравственное и социальное. Проектно — исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Кто я?» имеет краеведческую направленность с опорой на общеобразовательный предмет «Окружающий мир».
Цель курса заключается в создании условий в свободное от учёбы время для всестороннего развития и воспитания младшего школьника посредством проектно-исследовательской деятельности, как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, воспитанного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Курс внеурочной деятельности «Кто я?» усиливает внимание к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за свою страну и родной край, земляков, свою семью, и воспитание духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.
Задачи курса:
— стимулирование познавательной и творческой активности обучающихся
-овладение обучающимися основами практико-ориентированных знаний
-овладениями навыками исследовательской деятельности
— формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать, освоение норм и способов сотрудничества, общения со сверстниками, взрослыми
— формирование ценностно-смысловых ориентиров
— формирование информационной грамотности обучающихся на основании самостоятельных исследований объектов окружающего мира.
Общая характеристика программы курса «Кто я?»
Проектная деятельность при изучении курса «Кто я?» в начальной школе имеет отличительные особенности:
· во-первых, она имеет краеведческую направленность с опорой на предмет «Окружающий мир»;
· во-вторых, краеведческая направленность имеет универсальный характер и рассчитана на любой год обучения в начальной школе со 2 по 4 класс;
· в-третьих, деятельность носит как групповой характер (экскурсии, групповые задания, заседание научных клубов младших школьников, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение индивидуальных заданий; интервьюирование с целью поиска ответов на вопросы, наблюдение, оформление результатов интервью и наблюдений; подготовка презентаций; изготовление рисунков и зарисовок, фотографирование объектов, работа в Интернете; поиск и использование дополнительных источников информации, экскурсии с родителями и т. д.).
Участники программы: обучающиеся |
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей — теоретической и практической. Теоретическую и практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Занятия проводятся в свободное от уроков время, 1ч в неделю.
Описание места программы курса «Кто я?» в учебном плане
Преподавание курса внеурочной деятельности «Кто я?» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в историко-краеведческом музее, на улице города (села), в парке, на пришкольной территории. Она включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, выставок, презентаций. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: классный учитель, учителя истории, географии и краеведения, библиотекарь, родители школьников, жители города (села).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы
Курс внеурочной деятельности «Кто я?» способствует формированию информационной грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения, делать выводы и заключения, заботиться о сохранности объектов окружающего мира, проводить поиск информации в книжных и электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Ожидаемые результаты реализации программы
Главным ожидаемым результатом является развитие творческой и познавательной активности каждого обучающегося.
В области личностных планируемых результатов будут формироваться следующие УУД:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
-самостоятельность и личная ответственность;
-установка на здоровый образ жизни и здоровьесберегающее поведение;
-ценностное отношение к окружающему миру, людям, объектам старины.
-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
-осознание ответственности человека за общее благополучие;
-осознание своей этнической принадлежности;
-гуманистическое сознание;
-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
-мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур;
-эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-эстетические потребности, ценности и чувства;
-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
-гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-определять общую цель и пути ее достижения;
-осуществлять взаимный контроль;
-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
-вести устный и письменный диалог;
-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
-разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
-формулировать и удерживать учебную задачу;
-ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
-составлять план и последовательность действий;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
-устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
-соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-различать способ и результат действия;
-осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
-сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
-анализ;
-синтез;
-сравнение;
-сериация;
-классификация по заданным критериям;
-установление аналогий;
-установление причинно-следственных связей;
-осуществлять рефлексию способов и условий действий;
-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
-ставить, формулировать и решать проблемы;
-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
-построение рассуждения;
-обобщение;
-интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
-применение и представление информации;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-осуществлять смысловое чтение;
-выбирать вид чтения в зависимости от цели;
-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
— комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
— использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, защита проектов, самооценивание, наблюдение.
Способами определения результативности программы курса внеурочной деятельности «Кто я?» являются:
— диагностика, в виде естественно-педагогического наблюдения, с внесением данных по результатам УУД в таблицу
— оформление презентации (электронной или в бумажном варианте)
— защита проектов учащихся одной возрастной категории перед аудиторией в конце учебного года.
Тематический план программы курса
внеурочной деятельности «Кто я?»
№ | Название разделов | Всего ча сов | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |
Теория | Практи ка | ||||
1 | Моё имя | 2 | 1 | 1 | Знать своё полное имя, отчество и фамилию. Понимать различия между старинным и современным именем. Уметь отличать национальные имена родного края Работать в группах и самостоятельно с источниками информации. |
2 | Мой день рождения | 2 | 1 | 1 | Знать дату своего рождения Понимать значимость этого события для себя, своей семьи Работать в группах и самостоятельно с источниками информации. |
Итоговое занятие | 1 | 1 | Подведение итогов по теме (в виде викторины, олимпиады, теста, диспута, заседания клуба, практической работы) | ||
3 | Моё родовое дерево | 4 | 1 | 3 | Понимать значение понятия «родовое древо» Знать историю возникновения своей фамилии Понимать и уметь определять родственные связи Уметь работать с дополнительными источниками информации Уметь делать фото\видео отчет по теме |
4 | Традиции моей семьи | 2 | 1 | 1 | Понимать значение понятия «традиция», «обычай» Знать традиции своей семьи Уметь вести диалог, брать интервью Уметь работать с дополнительными источниками информации |
Итоговое занятие | 1 | 1 | Подведение итогов по теме (в виде викторины, олимпиады, теста, диспута, заседания клуба, практической работы) | ||
5 | В гостях у старины | 3 | 1 | 2 | Называть предметы старины и выделять их признаки. Уметь отличать старинные вещи от современных по признакам Знать методы изготовления вещей (ручной труд, станок) Знать предназначение вещей и как ими пользоваться Уметь различать материалы, из которых изготовлены предметы старины Уметь работать с дополнительными источниками информации Уметь делать фото\видео отчет по теме |
Итоговое занятие | 1 | 1 | Подведение итогов по теме (в виде викторины, олимпиады, теста, диспута, заседания клуба, практической работы) | ||
6 | Моя улица | 3 | 1 | 2 | Знать историю названия родной улицы Знать какие здания расположены на родной улице Знать главные улицы города (села) и уметь находить исторические памятники на них Уметь работать с картой города (села) Уметь брать интервью у жителей улицы Проводить групповые и самостоятельные наблюдения Уметь работать с дополнительными источниками информации |
7 | Мой дом | 3 | 1 | 2 | Уметь определять примерный возраст здания по признакам старины Уметь различать материалы, из которых изготовлен дом Уметь применять прием олицетворения при описании своего дома Проводить групповые и самостоятельные наблюдения Уметь брать интервью у жителей улицы Уметь делать фото\видео отчет по теме |
Итоговое занятие | 1 | 1 | Подведение итогов по теме (в виде викторины, олимпиады, теста, диспута, заседания клуба, практической работы | ||
8 | Моё здоровье | 3 | 1 | 2 | Уметь составлять свой режим дня Понимать различия между вредными и здоровыми привычками Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций Выбирать соответствующие формы здоровьесберегающего поведения Проводить групповые и самостоятельные наблюдения Уметь делать фото\видео отчет по теме |
Итоговое занятие | 1 | 1 | Подведение итогов по теме (в виде викторины, теста, диспута, заседания клуба, практической работы) | ||
9 | Моя школа и мой класс | 2 | 1 | 1 | Понимать значимость школы в жизни Знать свои обязанности в школе Понимать значение слова «коллектив» Знать историю школы, имена выдающихся учеников Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций Уметь делать фото\видео отчет по теме |
10 | Мои достижения | 2 | 1 | 1 | Уметь делать свой выбор, аргументировать Анализировать уровень своих достижений Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций |
Итоговое занятие | 1 | 1 | Подведение итогов по теме (в виде викторины, теста, диспута, заседания клуба, практической работы) | ||
Презентация проектов | 2 | 2 | Уметь делать защиту проекта перед аудиторией | ||
ВСЕГО | 34 | 10 | 24 |
Курс «Кто я?» является комплексом, состоит из двух основных частей: программы внеурочной деятельности для учителей и индивидуальной печатной тетради младшего школьника, которую рекомендуется использовать на внеурочных занятиях каждому желающему в классе.
Курс внеурочной деятельности разделён на 10 разделов сроком на 34 учебные недели (по
Занятия включают как теоретическую, так и практическую часть.
Индивидуальная тетрадь школьника содержит задания и материал, мотивирующие младших школьников на познание нового, неизвестного, а так же на развитие личностных, познавательных, коммуникативных компетенций. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Список используемой литературы
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. — 2004. — № 2.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. — М.: Вентана-Граф, 2004.
- Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос.акад. образования.- 2000.- N 2.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.