Разработка виртуальной образовательной среды любой образовательной организации должна начинаться с дидактического анализа понятийного аппарата, четкой постановки учебных целей и разработки педагогической модели учебного процесса, в основе которого лежит использование виртуальной среды. Дидактика информатизации образования— это теория обучения, цели которого отражают запросы на подготовку члена современного информационного общества массовой глобальной коммуникации, содержание отражает кардинальные изменения, происходящие в науке, технике и производстве, а методы реализуют возможности информационных и коммуникационных технологий и адекватны современным методам познания научных и социальных закономерностей.[1]

При этом дидактика информатизации образования формируется и развивается в условиях: — реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий; — осуществления информационной деятельности по поиску, анализу и обработке учебной информации; — изменения модели информационно-педагогического взаимодействия между преподавателем, обучающимися и интерактивным источником ин формации или информационного образовательного ресурса; — изменения структуры представления учебного материала, в частности, нелинейного, гипертекстового; — расширения спектра видов учебной деятельности в условиях реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий; — изменения целей, результатов, организационных форм и методов обучения адекватно социальному заказу информационного общества глобальной массовой коммуникации.

Применение технологий виртуальной реальности в образовании позволяет осуществить переход от рассеянного автоматического циклического управления учением к направленному, интенсифицировать учебный процесс, значительно активизировать познавательную деятельность обучающихся за счет повышения ее стимулирующей составляющей, создать уникальные возможности формирования самостоятельного критического мышления и интеллектуального развития личности.

Содержание образовательных программ в информационно-образовательной среде должно определяться дидактическими принципами, выделяя следующие: принцип профессиональной направленности; принцип наглядности и развития теоретического мышления; принцип диалектического единства общего и особенного; принцип континуальности. Анализ нормативных документов, дидактической литературы, а также методического опыта работы исследователей в области формирования контента в виртуальной образовательной среде позволил выявить несколько содержательно-организационных особенностей учебного процесса технических направлений: — больший, по сравнению с другими специальностями, удельный вес практических занятий; — интенсивная исследовательская деятельность при изучении теоретических курсов — написание исследовательских работ (рефераты, курсовые работы, проекты и т.п.) с использованием интерактивного и мультимедийного материал (тексты, аудио и видео материалы); — значительная часть учебного процесса занята организацией самостоятельной работы обучающихся с текстовыми и медиа-материалами, тестовыми заданиями; — организация уровневого обучения, индивидуальный подход; — автоматизированная система обработки результатов контроля, оценки успеваемости, самоконтроля.[2]

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Таким образом, отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства) в условиях виртуальной образовательной среды.

Одной из главных особенностей процесса обучения с применением виртуальной образовательной среды рассматривается характер взаимодействия преподавателя и обучающихся, где большое значение имеют способы осуществления этого взаимодействия, рассматриваемые в дидактике как методы обучения и являющиеся одной из важнейших категорий дидактики.

Литература:

  1. Лопатина, Н.В. Информационные специалисты: социология управления [Текст] / Н.В. Лопатина.— М.: Академический проект, 2006.— 208 с.
  2. Урсул, А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику [Текст] / А.Д. Урсул.— М.: АОН, 1990.— 192 с.