Излюбленными изделиями ювелиров Центральной Азии испокон веков были женские украшения, невероятно разнообразные и символически наполненные. Наряду с зооморфными, растительными и солярными символами в ювелирных украшениях Центральной Азии большую роль, в формообразовании и декоре украшений, играют и геометрические фигуры. Наиболее часто встречаемыми формами в украшениях являются круг, треугольник, ромб, прямоугольник, квадрат и цилиндр.
Во временна древних земледельцев уже широко применялись изображения крестообразных, ромбических, квадратных фигур с выделяющимися четырьмя крайними точками и часто подчеркнутым центром. Данная символика имеет глубокие корни в мировоззрении древних земледельцев, в особенности в их понимании пространства. Так круг выступал олицетворением солнечного светила, одной из функций которого была функция очищения и оплодотворения.
Изображение треугольника имело, скорее всего, отношение к культу плодородия. Треугольник, обращенный вершиной вниз, у древних земледельцев являлся хтоническим символом, а треугольник вершиной верх иногда интерпретировался как символ мужского начала, восходящий к идее плодородия и возрождения природы. Соединенные вместе (ромб), они давали начало новой жизни. В поздненеолитическое время изображение треугольника воспринималось как признак женского пола. В средневековый же период треугольник обозначал божье «око». В XIX- начале XX вв. среди женщин центрально азиатского региона были популярны металлические амулеты-футляры в форме треугольника, которые носили как на цепочке под мышкой, так и в качестве подвесок в центре бус и ожерелий. Причем такие украшения женщина впервые надевала в брачный период, когда плодовитость для нее становилось наиболее желанной. Отсюда можно прийти к выводу, что форма треугольника не теряет своего значения (связанного с идеей плодородия и способствующего многочисленному потомству) и в настоящее время.
Изображение ромба — это символ женского начала в природе. Изображение же ромба с крючками рассматривалось как символ плодородия, восходящий к аграрной магии.
Ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой ячейки, был изображен на трипольских статуэтках «рожениц» и обозначал, что женщина понесла во чреве. В виде штампованных подвесок в форме ромба нередко изображались листья на женских налобных украшениях
В изделиях, изготовленных в форме прямоугольника, прежде всего, заключалась идея о четырех сторонах света, т.к. квадрат олицетворял землю. Т.е. перед нами идея защиты человека или предмета с четырех сторон света. Число 4 у многих народов, в том числе и у славян, считалось священным и магическим (в его понятие входили четыре стихии, четыре времени года, четыре стороны света и т.д.). По мнению В.П.Даркевич, это означало, что власть солнца распространяется на все четыре стороны, т.е. на всю землю.
В средние века
В них хранили священные строки из Корана с целью защиты от болезней и невзгод. Находясь в прямоугольном предмете, они должны были охранять носящего с четырех сторон. Как видим, прямоугольники в украшениях, прежде всего, выполняли охранно-магическую функцию.
Форма цилиндра, возможно, восходит к фаллическому культу, который имел широкое распространение в странах древнего Востока и был связан, опять-таки с идеей плодородия. Цилиндрические изделия, в большей степени это подвески для шейно-нагрудных украшений в форме цилиндра, и имели широкое распространение. Среди археологических находок изделия в форме фаллоса являются довольно частыми.
Цилиндрические подвески бытовали у оседло-земледельческого населения эпохи бронзы; интересный образец иранского ожерелья, ахеменидского периода, состоящего из ряда небольших цилиндрических фигур, имеется среди коллекций Государственного Эрмитажа; их находили в слоях кушанского времени (Туп-хона, Дальверзин-тепе); они бытовали и в раннесредневековый период (дахмаки Курката) и в средневековье (клады из Сиджака,
Таким образом, ювелирные украшения геометрической формы в Центральной Азии, выражали идею плодородия и считались обладающими магической силой, позже их использовали и в качестве оберегов. В наше время многие украшения носившие когда-то практическую функцию, поменяли её на эстетическую.
Список использованной литературы
- Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаменте древней Руси. //СА.-1960.-№ 4.-С.56-67.
- Ремпель Л.И. Цепь времен. -М.: Наука. —Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1987.- с. 31. Пугаченкова Г.А. Искусство Бактрий эпохи Кушан. -М: Искусство, 1979.- С. 181.
- Толстов СП. Древний Хорезм. -М.: Изд-во МГУ, 1947.- С.299-303
- Фахретдинова Д.А. Ювелирное искусство Мавереннахра// Художественная культура Средней Азии
IX-XIII века. -Ташкент, 1983.-С.49-68.