В творчестве дизайнеров метод представляет собой совокупность приемов, способов, целесообразных действий, поправленных на упорядочение проектного процесса. Метод (от греч. methodos — путь исследования, познания, теория, учение) — совокупность приемов или операций практического, или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Метод отражает повторяемость приемов и путей дизайнерской деятельности, в последствии становятся закономерности создания проектной модели правилами работы дизайнера. Существует множество методов поиска идей. С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:
1. Методы психологической активизации мышления.
2. Методы систематизированного поиска.
3. Методы направленного поиска.
Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческой задачи. Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, в частности, зависит от сложности решаемой задачи. Для решения сравнительно простых задач целесообразно использовать методы, относящиеся к двум первым группам.
Аналогии в определенной мере делают незнакомое знакомым, позволяя благодаря увиденному сходству решить проблему известным способом, и знакомое незнакомым, давая возможность взглянуть на проблему с неожиданной стороны, что может натолкнуть на новое оригинальное решение.
На основе выявлений аналогии с техническими объектами в другой области, с биологическими объектами, с объектами и явлениями неживой природы с помощью группы эвристических приемов осуществляется поиск новых идей и решений. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение могут вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятия и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи.
Среди различных приемов аналогий выделяют четыре фундаментальных типа: прямую, субъективную, символическую и фантастическую аналогии, которые охватывают мысли и опыт людей. Каждому типу присущи свои правила поиска аналогии.
Приемы использования аналогий относятся к методам психологической активизации творческого мышления. Аналогия (греч. analogia — соответствие) — сходство объектов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Наиболее интересным методом, использующим аналогии, является «Синектика» — метод решения изобретательских задач и поиска новых бизнес идей группой специалистов, широко использующих различные типы аналогий. Этот метод был предложен У. Гордоном (США) в 1952 году. Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные связи. На начальном этапе «Синектики» аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Происходит отказ от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели. В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитых мыслей, восприятий, и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют творческие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие:
Прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, бизнес идей, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче. Особое внимание следует уделять биологической аналогии. У природы запас идей практически неисчерпаем — так червь-древоточец натолкнул на мысль о кессонном методе строительства подводных или подземных сооружений, мост и паутина, сердце и насос, строение кожи дельфина — мягкая обшивка для подводных лодок.
Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о «своих» ощущениях и путях решения технической задачи или бизнес проблемы. Дизайнер старается представить себе, что он испытывал бы, если бы «был кроватью» или, например, что он почувствует, если будет выполнять функцию лопасти винта вертолета, какие силы на него будут воздействовать; что он будет испытывать в роли футбольного мяча? Для вхождения в роль кого-то или чего-то нужны навыки и знания, необходимо развивать творческое воображение.
Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании изобретательской задачи или бизнес проблемы пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Нахождение Символической аналогии может облегчить прием «поиск названия книги»:
1. Из формулировки проблемы выделяется ключевое слово.
2. Затем необходимо в двух словах дать образное определение сути этого, содержащее парадокс.
Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему — метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, например, «дерево решений».
Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или бизнес проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы, выходу на новую бизнес идею — представление вещей такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса нашего автомобиля.
Хочется отметить, что для успешного использования аналогий в решении, как технических, так и бизнес задач требуется специальная подготовка, а также способность человека к фантазии и образному мышлению.
Итак, аналогии играют важную роль при выдвижении гипотез как средство уяснения проблемы и направления ее решения. Позволяют максимально растормозить мышление, уменьшить влияние психологической инерции, найти оригинальное решение задачи, т.е. использование аналогий — один из самых универсальных эвристических приемов, мобилизующих интеллектуальные ресурсы для поиска новых идей и решения творческих задач.