Движение джадидизм в Туркистане началось в 90-е годы XIX века. Это движение связано с именем знаменитого крымско-татарского просветителя Исмаила Гаспарали. Движение джадидизм появилось в ответ на социально-политические условия как потребность жизни. Это было естественно историческое положение. Джадидизм объединил сторонников обновления в обществе. Царская Россия открыла множество русско-туземных школ в Туркистане. В 1916 году число русско-туземных школ Туркестанском крае достигло 212. Джадиды открывали свои новые школы, в которых обучали детей религиозным и светским наукам, обучали также русскому и иностранным языкам.

Педагоги — джадиды ездили за границу и изучили новые методы обучения, привезли учебники и пособия для школ, а также сами писали учебники для своих школ и издавали их. Эти поступки джадидов конечно не понравились правительству, которое противопоставило сторонников религии Джадидам. Имамы объявили джадидов кефирами (еретиками).

Движение Джадидизма не ограничивается просветительскими творениями, джадидизм — это и политическое течение. Джадиди для достижения своих политических целей, кроме просвещения использовали также прессу. Первым печатным изданием джадидов является газета «Таржимон» — «Переводчик», который был издан со стороны Исмаил Гаспарали в 1883 году в Крыму. Вторая газета джадидов называется «Тараккий» — «Развитие», затем газета «Хуршид» под редактированием Мунавваркори, «Шухрат» — «Слава» под редакции Авлони.

В то время большая часть народа была неграмотна и поэтому, эти газеты и книги джадидов не вошли во многие семьи. Поэтому джадиды решили воспользоваться театральной сценой.

Впервые в Самарканде Бехбуди, затем в Ташкенте Мунаввар кори, Авлони, в Коканде Хамза Хакимзаде Ниязи организовали драм труппы. Чтобы, обеспечить репертуары этих драм трупп, джадиды — драматургы начали писать драмы и таким образом, в узбекской литературе появился жанр драмы. Первой драмой в узбекской драматургии считается пьеса «Падаркуш» Махмудхожа Бехбуди.

В двадцатые годы в Узбекистане возникло широкое общественное движение за культурное возрождение, национальное освобождение, вплоть до политической и экономической независимости. Одной из основных положений этого общественного движения было следующее: человек должен устанавливать законы для самого себя и не покорять природу, не завоевывать себе подобных, а отдавать всю силу и энергию самому себе. Представители узбекской интеллигенции, вслед за передовыми людьми Запада, считали, что необходим переход от материального и институционального типов цивилизации к духовному.

Без духовной цивилизации, считали они, не может быть ни материальной, ни институциональной ее ипостасей. Духовная цивилизация не ограничивается идеей повиновения правителю и служения Отечеству. Она характеризуется такой системой, деятельным центром которой выступает разумный цивилизованный человек. В рамках такой системы жизнь, труд, характер мышления определяются содержанием человеческой деятельности.

Представители этого движения опирались при этом на культурное богатейшее наследие и огромные мобилизирующие ресурсы, то есть на древние традиции народа, природные и людские ресурсы региона. Этот социально-общественный и культурно-интеллектуальный подъем в Туркестанском крае в 20-х годах прошлого века принято называть джадидизмом.

Джадидизм объединял в своих рядах, в основном, молодую узбекскую интеллигенцию, которая стремилась к нововведениям. Джадиды открывали новые современные школы по образцу развитых стран мира, призывали изучать иностранные языки и культуру, боролись с отсталыми, консервативными взглядами. Вместе с тем, они призывали использовать то лучшее, что есть в узбекской культуре, высоко ценили прогрессивные тенденции поэтов-классиков, стремились широко распространить произведения лучших поэтов прошлого.

В этот период активно стала развиваться культура и литература этого прогрессивного движения, которые во многом были новаторскими и повлияли на развитие всей последующей узбекской литературы XX века. В истории узбекской литературы того времени были писатели, которые своим творчеством подняли ее на небывалую высоту. Их произведения до сих пор считаются важной вехой в развитии отечественной литературы. Одним из таких писателей был Абдурауф Фитрат (1886-1938). Он прожил удивительно насыщенную жизнь, полную событий, взлетов и падений. Писатель и журналист, ученый и общественный деятель первой трети двадцатого века Абдурауф Фитрат родился в 1886 году в Бухаре.

Его родители были интеллигентными людьми. Они много сделали для воспитания и образования своего старшего сына. Он учился в известном Бухарском медресе Мир Араб, а затем в Стамбульском университете (1909-1913). После Февральской революции 1917 г. Фитрат стал главным редактором самаркандской газеты «Хуррият». Он приглашает сотрудничать в эту газету своего старшего товарища, замечательного узбекского поэта Махмудходжу Бехбуди, внесшего весомый вклад в развитие литературы и просвещения в крае. В сентябре 1920 года была образована Бухарская Народная Советская Республика (БНСР), которая просуществовала всего четыре года. За небольшой исторический срок правительство республики предприняло целый ряд мер по развитию культуры и народного образования. Стали открываться новые школы, выходить печатные издания.

Не последнюю роль в этом процессе сыграл Абдурауф Фитрат, который входил в состав правительства БНСР. Он был Назиром (инспектором) по иностранным делам (1922), образования (1923), вице-президентом Совета Назиров. В 1923 году Фитрата обвинили в злоупотреблении властью и отстранили от работы. Он уезжает в Москву, преподает в Институте восточных языков, активно занимается литературной деятельностью.

В 1924 году Фитрат получил звание профессора. В этот период он много пишет и публикует. Его труды приобретают известность в Европе. В зловещие тридцатые годы XX века вместе с другими узбекскими писателями, Абдуллой Кадыри и Чулпаном, он был репрессирован, а позднее расстрелян по обвинению в буржуазном национализме.

Фитрат резко критиковал невежество, коррупцию, экономическое положение в Бухарском эмирате, обращая особое внимание на упадок образования. Некогда в Бухаре существовала разветвленная сеть низших (более 100), средних (39) и высших (33) медресе, а также начальных школ -мектебов (300), крупные библиотеки (11). Упадок начался примерно в 18 веке.

По мнению Абдурауфа Фитрата, развитие науки позволили англичанам овладеть Индией, Египтом, частью арабских земель, русским — стать повелителями татарских, киргизских, туркестанских и кавказских земель. Если мусульмане Туркестана сохранят старую систему образования, и не будут изучать современные, полезные для народа науки, то через несколько лет ислам совсем исчезнет из Туркестана, за исключением имен в исторических книгах.

Фитрат считал ответственным за моральный и интеллектуальный упадок Бухары высшее мусульманское духовенство, которое перекрыло все дороги, ведущие, к прогрессу и поставило тем самым под угрозу благоденствие и само существование нации. Преодоление упадка Фитрат видел в восприятии и развитии основ современной науки, в частности в подготовке врачей в Европе, в просвещении женщин, в возрождении и модернизации ремесел, промышленности и торговли.

В проекте реформ, написанном им в 1917 году, он предлагал изменения структуры администрации эмирата, направленные на превращение его из деспотии в просвещенную монархию европейского типа. Только к 1920 году, поняв невозможность осуществления реформ при сохранении власти эмира, Фитрат принял идею преобразования эмирата в народную республику. В январе 1920 года с его участием было создано Туркестанское бюро Революционной младобухарской партии, призвавшее к свержению эмира.

Литературное наследие Абдурауфа Фитрата чрезвычайно богато и разнообразно. Будучи студентом, он начал писать свои первые стихи под тахаллусом Мижмар («жаровня»), позже стал подписывать свои произведения тахаллусом Фитрат («созидающий»), с которым он не расставался до конца жизни.Абдурауф Фитрат — автор нескольких поэтических сборников, таких как «Искра», «Стихи. Поэма», «Моя ночь». Основной мотив его стихов — любовь к Родине, красота и неповторимость родного края. Поэт-патриот искренне желает видеть свою Родину свободной и счастливой, где не будет места несправедливости и угнетению, и народ познает любовь и счастье.

Широко известен Фитрат и как драматург, его перу принадлежит около пятнадцати пьес, часть которых составляют исторические драмы и трагедии. Особо следует отметить две пьесы Фитрата, которые сохранились полностью. Действие пьесы «Абдулфайзхон» (1924) разворачивается в XVIII веке в Бухаре. Главный герой Абдулфайзхон — глупый и трусливый хан. Для того чтобы сохранить за собой власть, он последовательно уничтожает всех своих родственников и близких к престолу людей.

Таким образом, Абдулфайзхон ослабляет государство и вскоре иранский шах подчиняет и разоряет Бухарский эмират. Фитрат показывает как насилие, трусость и нелюбовь к своей Родине приводят к трагедии целого народа, государства. Философский вывод, к которому приводит читателя автор, — в единении народа, в преданности и любви к Родине.

В противном случае любую страну ждет крах физический и нравственный. В драме «Арслон» (1925) автор показал жизнь народа в эпоху Бухарского эмирата. Она пронизана высоким гуманизмом простых людей. Главный ее герой Арслан на протяжении многих лет копил деньги на свадьбу. Это давалось ему тяжелым изнурительным трудом. Однако случилось так, что одному бедняку необходимы были деньги, чтобы выпутаться из очень сложного положения, и Арслан отдает все бедному дехканину. Именно такие люди интересуют Фитрата как писателя, как исследователя человеческой души. Это люди будущего: честные, благородные, порядочные, они и только они должны быть подлинными хозяевами жизни. Перу Фитрата принадлежит также повесть «Судный день» и целый ряд рассказов. К сожалению, многие прозаические произведения писателя до сих пор не переведены на русский язык.

Литература

  1. Х. Кор-оглы Узбекская литература. Москва. «Высшая школа» 1976.
  2. Н. Маллаев. Ўзбек адабиёти тарихи. Т., 1976.
  3. В. Абдуллаев. Ўзбек адабиёти тарихи. Т., 1976.
  4. Н. Каримов. Ўзбек адабиёти тарихи. Т., 1977.
  5. Ф.М. Хамралиев. Литература XX века. Т., 2005.
  6. Йўлдошев К. Адабиёт ўқитишнинг илмий-назарий асослари. Т., 1996.
  7. Долимов С., Убайдуллаев Ҳ., Аҳмедов Қ. Адабиёт ўқитиш методикаси. Т., 1967.
  8. Н. Каримов, У. Норматов, Б. Назаров, в.б. ХХ аср ўзбек адабиёти тарихи. Т., 1998.
  9. Қосимов Б. Излай-излай топганим. Т., 1983.