Бизнес-план является документом, который систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Его важная роль заключается в том, что он нет только позволяет инвесторам оценить целесообразность вложения средств в предлагаемую бизнес идею, но и предпринимателю осознать весь объем работы по развитию своего бизнеса и структурировать все этапы организационного плана с определением потребностей всевозможных потребностей и их источников.

Результаты бизнес-планирования во многом зависят от выбранной методики. В России для разработки бизнес-плана традиционно используется методика Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO). Но в мировой практике также используются и другие методики. К наиболее распространенным международным методикам бизнес-планирования можно отнести методики KPMG, BFM Group, Ernst & Young, Deloitte и PwC.

Хотя рекомендации по бизнес-планированию и структуре бизнес-плана, разработанные KPMG, BFM Group, EY, Deloitte, PwC и ЮНИДО, различны, но некоторые разделы бизнес-плана стандартны. Почти все бизнес-планы включают такие разделы, как «Резюме», «Предпосылки и история», «Продукт или услуга», «Анализ рынка», «Маркетинг и продажи», «Менеджмент и организация», «План производства», «Финансы», «Оценка риска», «Приложения». В то же время рассмотренные методики бизнес-планирования имеют свои особенности и, соответственно, могут быть предпочтительны для проектов определенного типа.

Для бизнес-планов, которые разрабатываются промышленными предприятиями, можно рекомендовать методики ЮНИДО и Deloitte. Если бизнес-план разрабатывается для сельскохозяйственных предприятий, то данные методики должны быть адаптированы с учетом отрасли. Для предприятий сферы услуг при разработке бизнес-планов можно рекомендовать методики EY и KPMG. Бизнес-планы, которые представляют собой стартапы, предлагается разрабатывать по методикам ЮНИДО или PwC, также адаптированным под данный проект.

Внутриорганизационные и социальные проекты нуждаются в адаптировании существующих методик. Ни одна из существующих сегодня методик не учитывает специфику данных групп проектов.

При разработке социально-предпринимательских проектов в сфере услуг было рекомендовано использовать методики, предложенные фирмами EY и KPMG, а для предприятий промышленности и сельского хозяйства — методику Deloitte.

Было отмечено, что российские предприятия переняли опыт бизнес-планирования, при этом в качестве недостатка можно назвать отсутствие адаптированных методик для разработки бизнес-планов предприятий сферы услуг, а также отсутствие разъяснений для учета специфики отдельных отраслей промышленности.

В Российской Федерации существует ряд стандартов, согласно которым могут разрабатываться бизнес-планы. Среди них наиболее известны такие, как: стандарт Внешэкономбанка, стандарт МСП Банка (Российский Банк развития — РосБР), стандарт Ак Барс банка, стандарт Сбербанка, стандарт Россельхозбанка, стандарт Росагролизинга, стандарт Торгово-промышленной палаты РФ и др. Рассмотренные стандарты широко используются в отечественной практике бизнес-планировании. Разработка бизнес-плана по рассмотренным стандартам осуществляется в том случае, если инициатор проекта планирует привлечь средства банка для финансирования проекта. При этом используется методика того банка, в который планируется обратиться для получения кредитных ресурсов.

Помимо стандартов в Российской Федерации используются специальные компьютерные программы по бизнес-планированию: Project Expert фирмы «ПРО-ИНВЕСТ КОНСАЛТИНГ», «Альт-Инвест» фирмы «Альт» (Санкт-Петербург), «Инвестор» фирмы «ИНЭК», «ТЭО-ИНВЕСТ» Института проблем управления РАН и др.

Программу Project Expert могут использовать компании, работающие с иностранными инвесторами; программа «Инвестор» может предназначаться компаниям, связанным с отечественными инвесторами или намеревающимся участвовать в инвестиционных конкурсах, проводимыми государственными структурами; программу «Альт-Инвест» можно рекомендовать консалтинговым фирмам как основу для разработки индивидуальной модели функционирования предприятия.

В российских условиях наиболее широкое распространение получила программа Project Expert, что связано с приемлемой стоимостью программы, большими аналитическими возможностями, а также простотой использования.

Таким образом, хорошо и грамотно разработанный бизнес-план по соответствующим методикам и стандартам позволяет предпринимателю эффективно работать и без больших потерь добиваться поставленных целей в будущем.