Организация поддержания летной годности (ПЛГ) является обязательным условием деятельности компаний, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки пассажиров и грузов. Поддержание летной годности представляет собой комплекс мер для обеспечения соответствия воздушного судна или его части требованиям к летной годности и их поддержания в состоянии, необходимом для безопасной эксплуатации на протяжении срока службы в соответствии с требованиями государства регистрации воздушного судна [1]. Таким образом, эксплуатант обязуется обеспечивать поддержание летной годности эксплуатируемых воздушных судов согласно требованиям государства регистрации ВС и, если применимо, государства эксплуатанта (как предусмотрено соглашениями, заключенными в соответствии со статьей 83 бис Конвенции о международной гражданской авиации).

Для обеспечения того, чтобы организация по поддержанию летной годностью продолжала отвечать требованиям авиационного законодательства, она должна разработать и внедрить систему качества и назначить руководителя по качеству для контроля за соблюдением и адекватностью процедур, необходимых для обеспечения летной годности воздушных судов [2]. Важным элементом системы качества является независимый аудит. Независимый аудит — это объективный процесс регулярных выборочных проверок всех аспектов деятельности организации по ПЛГ на предмет соответствия требуемым стандартам. Он включает в себя выборочную проверку продукта, так как это конечный результат процесса. Критериями аудита выступают политика, методы, процедуры или требования, по которым аудитор проверяет собранные данные об объекте аудита. Для проведения аудита организации по поддержанию летной годности, как правило, устанавливаются следующие критерии: требования авиационного законодательства (EASA Part M Subpart G, OTARs Part 39, Федеральные авиационные правила, утверждённые Минтрансом Россий, и т.д.), стандарты и рекомендуемые практики (ISO 9001, IOSA), внутренние нормативные документы организации, включая политики, руководства, процедуры, инструкции.

Для оценки степени соответствия проверяемого процесса / подразделения установленным критериям могут применяться следующие способы сбора свидетельств, приведенные на рис. 1.


Рис. 1. Методы сбора свидетельств по аудиту

Зачастую это нецелесообразно рассматривать все имеющиеся свидетельства ввиду их объема и рассредоточения. В этих случаях выборочная проверка свидетельств для оценки в соответствии с критериями аудита и помощи в выработке заключения аудита.

Образец — это небольшая часть чего-либо, выступающая репрезентативом всего множества. Возможно, нецелесообразно изучать все имеющиеся данные. Например, записи могут быть слишком многочисленными или рассредоточенными, или могут быть слишком трудоемкими или дорогостоящими. Выборка отбирает менее 100% элементов для получения и оценки доказательств для формирования аудиторского заключения. Цель — уверенность в том, что цели аудита могут быть достигнуты. Риск заключается в том, что образцы могут быть нерепрезентативными для всего множества. Заключение может отличаться от того, если бы было возможно оценить все множество.

Как только становится известна цель выборочной проверки, а также состав множества, которое необходимо оценить, возможно принять метод выборки, прежде чем определять ее объем. Возможно использовать «субъективную» (не статистическую) выборку и полагаться на знания, навыки и опыт аудитора. Но если требуется статистическая оценка влияния неопределенности на результаты аудита и заключение аудита, тогда будет выбран «статистический» метод выборки.

Существует четыре основных метода статистической выборки:

1. Систематический — выбор каждого n-го предмета. Это было бы целесообразно для просмотра в течение определенного периода времени.

2. Случайный — выбор случайной выборки, которая может включать генератор случайных чисел.

3. Стратифицированный — Делит множество на однородные подгруппы, которые должны быть представлены.

4. Кластер — Делит множество на гетерогенные кластеры, которые соответствуют множество.

Также возможно прибегнуть к «оценочной» выборке, основанной на знаниях, навыках и опыте аудитора. Например, аудитор может знать, какие пункты имели проблемы в прошлом, или может представлять более высокий риск для организации.

Таким образом, аудит представляет собой систематический, независимый документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. Степень соответствия представляет собой некоторый количественный показатель. В ситуации внутреннего аудита метод определения этого показателя организация определяет сама. В этом случае, этот показатель необходим для определения работы и развития системы качества в динамике. При этом аудитор может прибегать к различным действиям, связанным с получением свидетельств аудита, их объективной оценкой с целью установления степени выполнения критериев аудита. Выполнение программы внутренних аудитов направлено на обеспечение постоянного соответствия организации по поддержанию летной годности предъявляемым к ней требованиям.

Литература:

  1. Приказ Минтранса России от 13.08.2015 № 246 Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил» — Режим доступа: https://www.favt.ru/dokumenty-federalnye-pravila
  2. Официальный сайт Европейского агентства по безопасности полетов [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.easa.europa.eu