Как известно во всех религиозных учениях большое внимание уделяется проблемам экономики, экономических отношений и предпринимательства. В учении ислама тоже подробно описываются экономические отношения и требования к ним. Такие положения отражены в Коране, хадисах и указаниях пророка Мохаммеда. Они имеют важное значение, ибо способствуют построению справедливого общества в котором честные люди могут достойно жить и трудиться.

Когда осуществляется экономическая реформа, формируются рыночные отношения, а значит новые экономические отношения в обществе, большое значение имеет знание учения ислама по данным вопросам. Это тем более важно для нашецй страны, большинство населения которой является мусульманами.

Ислам осуждает бездействие, призывает к активности в своей жизни, как в материальной, так и религиозной. Причем он не должен заниматься только религиозными делами, запуская при этом дела практические, повседневные. Это неугодно Аллаху. Человек должен заниматься непосредственными делами своей жизни во имя Аллаха, не забывая его, и наоборот, он не должен погружаться только в дела земные, забывая при этом о Боге. Ислам восхваляет труд и трудолюбие. Честный труд считается одним из хороших качеств мусульманина. Бухари приводил слова пророка Мохаммеда о том, что честный труд должен рассматриваться как джихад, совершаемый во славу великого Аллаха: «Если этот человек работает для того, чтобы поддержать своих малых детей, престарелых родителей или даже просто для удовлетворения своих собственных нужд, то в таком случае весь его труд должен рассматриваться как джихад, совершаемый во славу Аллаха».

Ислам учит, что человек должен жить своим честным трудом и приносить пользу другим. Труд, который приносит пользу другим — достойный труд. Но если мусульманин зарабатывает себе на жизнь недостойным способом в ущерб другим, то это запретный труд, то есть харам. Для этой религии нет низших и позорных профессий. Требуется только честность. Аллах любит честных тружеников. Их труд достойный, то есть халал. В Коране и хадисах часто говорится о законном труде, о благе труда и важности постоянно быть чем-то полезным: «Зарабатывающий себе на жизнь незаконным способом да не войдет в Рай» (Ахмад,Байхаки) [4].

Разные течения, мазхабы и суфизм по разному относятся к этому вопросу. В моральных наставлениях ислама, особенно течения Накшбандия, говорится о том, что честные и достойные люди являются уважаемыми и смогут найти себе достойный труд, честное занятие. Поведение людей, которые занимаются только религией, забывая при этом о земных заботах осуждалось: Однажды несколько людей в сопровождении отшельника явились к Пророку. Пророк спросил «Кто это?». Они ответили «Это человек посвятивший себя религии». Пророк снова спросил: «Кто кормит его?». Они ответили «Мы». Тогда Пророк сказал : «В таком случае вы лучше, чем он» (Бухари) или: «Люди совершают бесчисленные молитвы, обращаясь к Аллаху, забывая о неправедно добытых ими одежде и пропитании. Как может быть принята молитва, таких людей?» (Термизи)

В доисламский период в Средней Азии трудолюбие считалось одним из хороших качеств человека. Как было сказано, пророк Мохаммед, далее великие мыслители указывали, что даже ради религии забывать о труде неправильно и что их молитвы не будут приняты Аллахом. Если выразиться словами Накшбанди, человек не должен забывать о Боге, но при этом руки его должны трудиться. Но следует сказать, что исламом поощряется не всякий труд, а законный труд и такой труженик обязательно попадет в рай. Далее, Ханафитское учение поощряет людей, которые стараются изучить какую нибудь профессию. Об этом говорит Улрих Рудольф в своей книге «Ал Мотурудий ва Самарканд суннийлик илохиёти» (Т., 2001. С.134.).

Исламская религия особое внимание уделяет обязанностям работодателя по отношению к своим подчиненным. Работодатель по отношению к ним должен быть честным и справедливым, хорошо обращаться с ними и достойно оплачивать их труд. Об этом говорит следующий хадис: «Отдай работнику плату его до того, как высохнет на нем пот от трудов его» (Термизи). Далее, работодатель не должен заставлять делать своих рабочих то, что им не под силу или тяжело: «Хозяин не должен требовать от работника выполнения невыполнимого. Если требования хозяина являются все же необходимыми, то хозяин должен сам прежде всего, протянуть руку помощи своему работнику» (Бухари). Такие наставления исламской религии могут служить источником мировоззрения современных предпринимателей и бизнесменов.

В менталитете нашего народа исторически присутстуют такие черты как взаимопомощь, почтительное отношение к тарикам и женщинам , поддержка малоимущих и сирот. В формировании таких черт большую роль сыграли именно исламские ценности. Известен следующий хадис от Муслима: «Верующие подобны частям здания. Одна часть поддерживает другую». Или «Не быть тебе истинным верующим, пока не пожелаешь ты брату своему того, что желаешь себе» (Бухари).

Исламская этика учит, что истинный мусульманин должен оказывать заботу и помощь старикам и детям. Об этом говорит хадис от Термизи: «Не имеющий сострадания к малым детям и не почитающий стариков — не человек». Также исламская религия учит мусульман проявлять заботу о своих родителях: «Пусть пристыжен будут тот, кто не помог своим родителям, ибо утратил он право свое на вхождение в Рай» (Термизи).

Известно, что издавна в Средней Азии была развита торговля. Кто сегодня занимается торговлей, люди религиозные. Среди них много истинных мусульман, которые действительно соблюдают исламские предписания, но в то же время много таких, которые обманом и разными способами содействуют неоправданному повышению цен. Наши наблюдения показывают, что среди определенной части торговцев-мусульман такое требование ислама как «иман», на котором основывается исламская нравственность, не всегда соблюдается.

Далее, ислам карает жадность. Неверующий, но великодушный человек любезнее Богу, нежели верующий-скряга" (Термизи) и восхваляет великодушие: «Благочестивые же ... те, которые ... по любви к нему питают пищею бедного, сироту, пленника (говоря): «Мы питаем Вас ради Бого, не требуем от Вас ни платы, ни благодарности» (Коран 76, 5, 7, 9). Кто поддерживает сирот, помогает бедным, за это их награждает Аллах. В 261- аяте суры «Баккара» говорится о том, что если мусульманин один раз дает милостыню (саадака), то он получит вознаграждение от Аллаха 700 раз.

Сегодня немало бизнесменов, предпринимателей, которые всячески оказывают помощь детским домам, домам престарелых и инвалидов и другим нуждающимся. Их поступки должны служить примером для других. В то же время ислам требует, чтобы трудоспособный человек занимался полезным делом и приносил себе и людям пользу. Мусульманин только в безвыходных ситуациях и в случае жесточайшей нужды может просить подаяние: «Просить подаяние разрешено только лишь трем категориям людей: тому, кто находится в безвыходной нищете, тому кто потерял кормильцев и не может себя прокормить и тому кто много задолжал и не может выплатить его» (Абу Дауд).

Ислам особо освящает торговлю. В мусульманской цивилизации она занимает особое место. Торговля является богоугодным делом. Но именно торговля, а не спекуляция. В исламе отсутствует понятие спекуляции. Но от торговца требуется честность и соблюдение других исламских предписаний. Приводится следующий хадис от Термизи: «Честный и неподкупный торговец — в ряду пророков, праведников и мучеников». Ислам запрещает ростовщическую деятельность и осуждает того, кто поддерживает ее. Исходя из этого следует отметить, что во всем этом личная выгода мусульманина должна стоять на втором месте. Гланое помочь людям. За честным трудом мусульманина должны стость сострадание и помощь людям. Словами Муслима: «Кто не испытывает сострадание к людям ... тот не из людей» или «... поступайте справедливо с теми, кто был нечестен и неправеден с вами, помогайте даже тому, кто не помог Вам, когда пребывали Вы в крайной нужде, и поддерживайте дружеские отношения с теми, кто не ответил на вашу дружбу» (Бухари).

В настоящее время исламские ценности являются важнейшим элементом духовной жизни узбекского народа. Предложенная Президентом нашей республики И.А. Каримовым идеология независимости проникает во все сферы жизни, приобретает все более конкретное содержание, утверждается как руководство к практической жизни. Она из теоретической концепции превращается в практическое воплощение реального процесса развития общества. Поэтому формирование новой личности — это процесс формирования активной жизненной позиции. Активность в социальном смысле может формироваться в самой материальной жизни и затем постепенно подняться, возвыситься до нормы, принципа морали. Поэтому формирование нравственного облика есть процесс формирования соответствующей системы необходимых социально-экономических отношений. Во всем этом процессе важная роль принадлежит именно исламским ценностям, которые важную роль могут сыграть в экономическом сознании людей и могут способствовать формированию необходимых обществу экономических отношений в условиях рыночной экономики.

Исламская идеология, развернутая в духе созидания, как объединяющий фактор, может сыграть огромную роль в решении задач, стоящих перед обществом,

Использованная литература:

  1. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского М., 1963.
  2. Максуд Р. Ислам. -М.: Фаир-пресс. 2001. -С.201. Максуд Р. Ислам. -М.: Фаир-пресс. 2001.
  3. Улрих Рудольф. Ал-Мотуридий ва Самарканд суннийлик илохиёти. Т., 2001.
  4. Максуд Р. Ислам. -М.: Фаир-пресс. 2001. -С.201.