Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны.

Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов. Одна из основных задач функционирования государства — социальная защита. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Целью статьи стало изучение роли внебюджетных социальных фондов Российской Федерации.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

Пенсионным фондом осуществляется целый ряд социально значимых функций:

¾ учет страховых средств, которые поступают по программе обязательного пенсионного страхования;

¾ назначение и выплата пенсий. К ним относятся:

¾ трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

¾ пенсии военнослужащих и их семей;

¾ пенсии по государственному пенсионному обеспечению;

¾ социальные пенсии, пенсии госслужащих. [4]

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Функции Фонда социального страхования РФ:

¾ выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»);

¾ обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;

¾ обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;

¾ оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;

¾ доплата за диспансеризацию работающих граждан;

¾ оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами;

¾ оплата для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке.

Цель Фонда социального страхования РФ — финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.[3]

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения [2].

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства — форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был — и по форме, и по сути — страховым фондом под патронажем профсоюзов.

Область перераспределения бюджетных средств гораздо шире, чем внебюджетных фондов, рамки перераспределения которых ограничены целевым назначением фонда. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативно решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса [1].

Но условий для экономической самостоятельности они лишены. Поэтому государственные социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхования населения. И дело вовсе не в том, что плательщиками страховых взносов в подавляющей части являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости воспроизводства рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой сущности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Нигматуллина Г. Р., Насырова А. Д. Развитие внебюджетных социальных фондов РФ // Российский электронный научный журнал, изд.: БГАУ (Уфа) — 2015. —№ 3(17) — с. 105-117.
  2. Бюджетный кодекс РФ: от 31.07.1998 N 145-ФЗ [Электронный ресурс]: (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // СПС «Консультант Плюс».
  3. ФСС [Электронный ресурс] http://newinspire.ru/lektsii-sotsialnogo-strachovaniya-rf-1478 — ФСС
  4. Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс] http://www.u-decision.ru/pensionnyj-fond/ — 22.11.2016.