В современных условиях противодействие незаконному обороту земли является особенно значимым, поскольку оно является неотъемлемым элементом комплексной антикоррупционной политики, проводимой российским государством.

Следует отметить, что коррупция — это одно из наиболее сложных социально-экономических явлений, которое не уступает по древности истории человеческой цивилизации и сопровождает существование публичной власти во всех ее формах и в любом государстве. За столь длительное время различные социальные науки — юриспруденция, экономика, политология, социология — выработали множество определений понятия «коррупция», создали разнообразные методологические подходы к её исследованию и оценке.

В соответствии с системой, разработанной учеными общественного Фонда «Информация для демократии» (ИНДЕМ) под руководством профессора Г.А. Сатарова [1], следует выделять четыре основных подхода к пониманию феномена коррупции.

Первый подход характеризует коррупцию как определенные отклонения от правовых норм, служебной этики или общечеловеческих принципов морали. В соответствии с данным подходом, коррупция — это совокупность проступков различной степени тяжести (от неэтичных до преступных), совершенных должностными лицами как в государственном, так и в коммерческом секторе.

Второй подход рассматривает коррупцию как конкретный вид социально-экономических отношений. Это касается, в первую очередь, той разновидности коррупции, которая связана с дачей взятки как формой отношений между субъектами.

Третий подход трактует коррупцию как набор универсальных стратегий поведения значимых социальных групп. К примеру, «покупка» с помощью взяток различных государственных услуг может рассматриваться как универсальная стратегия компенсации недостатка или низкого качества услуг, предоставляемых соответствующими органами государства.

Четвертый подход базируется на принципиальном разделении коррупции как системного общественного явления и частных случаев коррупции. В данном случае коррупция трактуется как некий общий дефект системы (общества, государства, правовой системы, экономики и т.п.). Тогда коррупцию можно трактовать как «силу трения», которую приходится преодолевать обществу при решении поставленных им задач, как «энтропию» общественной системы или системы управления.

Список использованной литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации В. Путина от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 7 декабря 2016 г.) // СЗ РФ от 15 марта 2004 г. N 11 ст. 945.
  2. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции» (ред. от 14 февраля 2014 г.) // СЗ РФ от 26 мая 2008 г. N 21 ст. 2429;
  3. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы» // СЗ РФ от 19 апреля 2010 г. N 16 ст. 1875.

Ссылки

  1. Российская коррупция: уровень, структура, динамика. Опыты социологического анализа / Под ред. Г.А. Сатарова. — М.: Фонд «Либеральная Миссия», 2013. — 752 с.