С криминологической точки зрения глобализация — чрезвычайно противоречивый объективно-субъективный процесс, в котором присутствуют как положительные (антикриминогенные), так и отрицательные (криминогенные) стороны и последствия. Они проявляют себя в экономической, политической, культурной, религиозной, информационной и правовой сферах. Глобализация экономики в значительной степени имеет криминогенный характер. Во-первых, главная цель рыночной экономики — получение прибыли — изначально криминогенна. Во-вторых, наблюдается процесс глобализации криминальной экономики. В-третьих, экономическая глобализация мотивирует создание схем уклонения от уплаты налогов, «серого» импорта, отмывания средств, полученных преступным путем. В-четвертых, в процессе современной экономической глобализации формируются условия для завладения чужой собственностью.[1]
Анализ глобализации в аспекте криминализации предполагает определение теоретической концепции, которая способна адекватно отражать реальные процессы и тем самым играть роль парадигмы мировой криминологии. Изучение большого числа теоретических источников привело диссертанта к выводу, что наиболее адекватной криминологическому анализу глобализации является концепция управляемого хаоса. Национальное государство, попав в турбулентные потоки управляемого хаоса, резко ослабляется за счет: вытеснения нравственных ценностей и идеологии, приватизации и скупки всех видов национальных ресурсов, устранения различий между нормальной и теневой экономикой, превращения социальных институтов в закрытые корпорации, придания коррупции институционального характера и др.
Процессы глобализации оказывают негативное влияние на состояние криминологической обстановки в государствах семьи общего права, что выражается в росте сексуального насилия в отношении детей, кибер-преступлений и "преступности ненависти".[2]
Преступность в странах романо-германской правовой семьи характеризуется, наряду с высокими показателями коэффициентов корыстных преступлений, ростом насильственных посягательств практически по всем европейским странам. Это, по мнению автора, обусловлено двумя генеральными факторами. Во-первых, европейские страны в
Преступность в странах мусульманской правовой семьи различается по своим параметрам в зависимости от степени исламизации уголовной политики. В Саудовской Аравии, где культивируется ваххабизм, преступность характеризуется сравнительно низкими показателями. Но за это мусульманам приходится жертвовать личной свободой: религиозная полиция (мутавин) имеет полномочия вмешиваться практически во все стороны их жизни. В секуляризованной Турции значительно выше уровень преступности, но в этом государстве в большей степени защищены права человека и демократические ценности.
Литература:
- Артемов Д. Ю. Стратегии противодействия незаконному обороту наркотиков // Российская юстиция. — 2007. — № 2. — С.
62-63. - Клейменов М. М. Группировки в местах лишения свободы // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2006. — № 3. — С.
106-108.