Экстремистский мотив — понятие родовое и фактически может быть выражен в одном из следующих конкретных мотивов, перечисленных в ст. 63 УК РФ: мотиве политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотиве ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «е»). Перечисленные конкретные мотивы, исходя из содержания примечания 2 к ст. 282¹ УК РФ и других уголовно-правовых норм, могут выступать в качестве криминообразующего (конструктивного), либо квалифицирующего признака преступлений, либо отягчающего обстоятельства, учитываемого судом при назначении наказания. Неоднозначное толкование указанных мотивов в науке уголовного права и судебной практике вызывает необходимость их более подробного исследования.

Мотивы политической и идеологической ненависти или вражды. Сходство данных мотивов делает возможным их совместное рассмотрение. В юридической науке понятие политической ненависти и вражды не разработано в достаточной степени. Политика — это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями.[1]

Политический мотив — это мотив ненависти и вражды в отношении деятельности органов государственной власти и государственного управления, отражающей общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельности партий и других организаций, общественных группировок, определяемой их интересами и целями.

Что касается мотива идеологической ненависти или вражды, то в научных исследованиях по уголовному праву уже обращалось внимание на то, что употребление в уголовном законе прилагательного «идеологический» применительно к мотиву преступления в том смысловом контексте, который имеется в настоящее время, недопустимо.

По одному из уголовных дел граждане В. и Т., как следует из приговора, «беспричинно, по мотивам идеологической ненависти и вражды» нанесли множество ударов гражданам И. и К., которых считали членами движения "Фашисты".[2] В данном случае для квалификации насильственных действий как преступлений, совершенных по мотиву расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды оснований не имелось ввиду того, что преступления совершались не по указанным мотивам, а по мотиву неприятия чьих-либо взглядов на национальный, расовый или религиозный вопрос, т.е. по мотиву ненависти к определенной идеологии. И это не единичный случай в судебной практике.

В 2010 г. житель г. Ижевска был осужден за хулиганство, совершенное по мотивам идеологической вражды и ненависти, в связи с тем, что «проявляя вражду и нетерпимость в отношении группы лиц, относящихся к неформальному молодежному движению «неонацисты», проходивших мимо, разбил стеклянную бутылку и, используя осколок в качестве орудия, стал наносить им удары троим потерпевшим«.[3]

В связи с вышесказанным считаем, что мотив идеологической ненависти и вражды необходимо понимать в узком смысле, ограничивая его лишь ненавистью и враждой к экстремистской идеологии.

Мотивы расовой и национальной ненависти или вражды также могут быть рассмотрены вместе с учетом близости их содержания.

Раса — исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цвет кожи, глаз, волос, форма черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения. Разные школы антропологов выделяют разное количество рас (от 3 до 15), но во всех классификациях выделяют как минимум три общие группы: европеоидную, монголоидную и негроидную. Мотив расовой ненависти основан на ненависти к той или иной расе, представители которой обладают характерными чертами (например — цвет кожи, разрез глаз и т.п.).

Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и

Так, в 2011 г. российские граждане Б. и Е. избили корейского студента, причинив ему травмы, несовместимые с жизнью. Б. и Е. были обвинены в убийстве по мотивам расовой и национальной ненависти и вражды.[4]

В том же 2011 г. несовершеннолетний, заметивший двух граждан, имевших явные признаки «азиатской народности», нанес одному из них телесные повреждения, от которых потерпевший скончался. Действия подростка были квалифицированы следственно-судебными органами как убийство по мотивам расовой и национальной ненависти и вражды.[5]

Квалификация по приведенным уголовным делам представляется неточной, поскольку виновные, несомненно, могут испытывать чувство ненависти к представителям как конкретной расы, так и конкретной национальности, но в каждом случае только один из мотивов будет доминировать над другим, и именно этот решающий мотив надо обязательно устанавливать.

Мотив религиозной ненависти или вражды. Религия в одном из своих значений выступает как одна из форм общественного сознания — совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. В другом своем значении религия — это одно из направлений такого общественного сознания. Существует несколько мировых религий — буддизм, ислам, христианство.[6]

Нормы российского уголовного права об ответственности за экстремистские преступления и преступления экстремистской направленности, в отличие от норм зарубежного права об ответственности за так называемые «преступления ненависти», призваны охранять не только различные «меньшинства» (национальные, религиозные и др.), нуждающиеся в дополнительной уголовно-правовой охране, но и другие социальные группы населения, выделяемые по какому-либо дискриминационному признаку. [7]

Наибольшую сложность для следственно-судебной практики представляет определение такого признака составов экстремистских преступлений и преступлений экстремистской направленности, как совершение преступления «в отношении какой-либо социальной группы».

Понятие социальной группы не раскрывается ни в Уголовном кодексе РФ, ни в каких-либо иных федеральных законах. Термин «социальная группа» является преимущественно социологическим, но и социологи не предложили точного определения социальной группы.

В качестве примера можно привести объединение болельщиков спортивного общества «Спартак» под названием «Фратрия». Члены «Фратрии» взаимодействуют друг с другом, преследуя главную цель, ради которой и создавалось данное общество, — поддержку футбольного клуба «Спартак» (г. Москва), ожидают друг от друга организованных действий, направленных на решение поставленных задач (например, традиционным местом расположения участников объединения на футбольных матчах на домашнем стадионе БСА «Лужники» является трибуна В сектора В 8), члены «Фратрии» осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других («Фратрия» осуществляет продажу клубных карт, приобретая которую новый член автоматически платит вступительный взнос, идущий на реализацию различных идей, направленных на поддержку клуба «Спартак», как-то: покупка баннеров, тканей, красок и т.п.).[8]

Для нужд квалификации того или иного деяния как экстремистского преступления или преступления экстремистской направленности важно определить как реальную (осознаваемую), так и не реальную (не осознаваемую) принадлежность потерпевшего к конкретной социальной группе. Причем определяющее значение для юридической оценки деяния имеет отнесение потерпевшего к такой группе с позиции виновного.

Литература:

  1. Бидова Б.Б. Общекриминологическое противодействие молодежному экстремизму // В сборнике: Актуальные вопросы юридических наук Материалы Международной заочной научной конференции. Ответственный редактор: О.А. Шульга. 2012. С. 75-77.
  2. Официальный сайт Вахитовского районного суда г. Казань / URL: http://vahitovsky.tat.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=126
  3. Официальный сайт Прокуратуры Удмуртской республики / URL: http://udmproc.ru/news/show/zhitel- udmurtii-osuzhden-za-sovershenie-prestupleniya-po-motivam-ideologicheskoj-vrazhdy-i-nenavisti
  4. Официальный сайт прокуратуры Алтайского края / URL: http://www.prok- altai.ru/news/vstupil_v_zakonnuyu_silu_prigovor_po_faktu_napadeniy_na_gragdan_neslav.html
  5. Официальный сайт прокуратуры г. Москвы / URL: http://www.mosproc.ru/news/18_letniy_podrostok_osuzhden_za_ubiystvo_po_motivam_rasovoy_i_natsionalnoy_n enavisti_i_vrazhdy/
  6. Кагерманов А.С.С., Бидова Б.Б. Идеологические направления российского экстремизма конца XIX — начала ХХ вв //Научно-информационный журнал Армия и общество. 2014. № 2 (39). С. 45-48.
  7. Бидова Б.Б. Личностно-ориентированная образовательная концепция высшего профессионального образования как элемент профилактики экстремизма //Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013.№ Специальный выпуск 2. С. 40-46.
  8. URL: http://fratria.ru/