Аннотация

Статья обозревает особенности матери (как личности и как существа) и материнской любви, рассматривает различные ее проявления в отношении ребенка, нормальную, созидательную форму эмоциональной привязанности, а также формирование психологического дисбаланса и нездоровой зависимости матери от ребенка. Вкратце рассмотрены и проанализированы имеющиеся материалы в этой сфере и реальные примеры личностей, примеры коих уместно рассмотреть в данной статье.

Ключевые слова

Эмоциональная зависимость, материнская привязанность, материнство, семья, проблемы семьи.

Введение

Вопрос личностной особенности матери и формирования нездоровой привязанности — один из важнейших вопросов в психологии и

психопатологии. Материнская любовь может родить и также может убить личность в незрелом индивидууме в особенности в пубертатном периоде. Межличностные отношения матери и ребенка не могут характеризоваться только как отношение различных психотипов. Материнская любовь — это нечто само собой разумеющееся, которой не нужно добиваться или пытаться заслужить[1].

Симбиотические отношения матери и ребенка определяются генетически. Скорее всего, это защитный механизм ребенка заключающийся в проникновении матери в его потребности. Нелюбящая мать — термин рассматривающийся, как синдром в современной психологии и даже психиатрии. Это синдром отсутствия здорового либидо, которое в данном случаи должно характеризоваться высочайшей психической энергией [2]. Формирование личностных качеств индивида, как матери нельзя рассматривать как абсолютно однобокий константный параметр, заложенный в женщине во время ее созревания, как личности. Эти качества развиваются под воздействием различных факторов, даже под воздействием психотипа самого ребенка, отношения в семье, «живого примера» своей матери, сексуальной удовлетворенности и сексуального влечения женщины. Взаимосвязь личностных характкристик матери и формирования эмоциональной привязаности целиком доказана в работах практически всех психологов и психоаналитиков. Априори, любое отношение и его критерии определяются некими характеристиками субъектов отношений. В нашем случаи также присутствуют субъекты отношений, и исключений из правил здесь не будут.

Факторы формирования личности матери

Рассмотрим факторы формирования материи в хронологической цепочке. Начальный этап созревания (до 12 лет) влечет за собой формирование сразу же нескольких важных личностных характеристик. Согласно А. Адлеру, истинно любщая мать — та которая опекает своего ребенка, но при этом взращивает в нем социальный интерес. Она питает истинную любовь к своему чаду, мужу, другим детям, тем самым помогая ребенку усвоить, что вокруг есть и другие значимые люди, а не только члены семьи. Далее рассмотрены паталогические нарушения материнской личности, присущие не малому количеству женщин.

Эгоцентричность как и гиперопека родителей может развивать личностные качества по двум путям, не зависящих от типа нервной системы и общего типажа индивида. Первый путь — система чередования, которой свойственен переход «гиперопека — эгоцентричность» при смене поколений, т.е. у гиперопекающих родителей дети будут эгоцентричны. А. Адлер в своих трудах определил тип «Тревожной матери», которая опекает и заботится о своем ребенке, но при этом блокирует проявление самостоятельности и мешает нормальному развитию личности [3]. Помня, как им было неловко и, возможно, сложно ладить со своими родителями, они будут стараться не навязывать детям свою заботу. Дети эгоцентричных родителей — полностью наоборот — станут гиперопекающими. Второй путь — присущ людям не склонным к трансформации восприятия окружения. Здесь — у эгоцентричных родителей будут эгоцентричные дети. То же касается и гиперопеки. В результат получаем 4 различных, несбалансированных типа — эгоцентричный переходящий (ЭП), эгоцентричный константный (ЭК), гиперопекающий переходящий (ГП) и гиперопекающий константный (ГК). ЭП — как правило, самоотверженные замкнутые, c высоким уровнем контроля депрессивно-аффективного состояния. ЭК — агрессивные, не способные трансформировать свои программы поведения. Для таких матерей характерен природный низкий уровень депрессивно аффективных состояний и высокая стрессоустойчивость. ГК — самоотверженные, открытые, но в то же время навязчивые и тиранические индивиды. Готовы стабильно жертвовать собой ради ребенка, но не переступят через свои убеждения. ГП — чувственные, нежные, самоотверженные высокий уровень депрессивных состояний, слабо выраженная агрессивность, навязчивые, меланхоличные.

Следующий немаловажный фактор — величина сексуального либидо. Как правило, чем у женщины эта энергия больше, тем больше вероятность развития именно нормальной, здоровой привязанности к своему чаду.

Нельзя также не упомянуть психотипы самих детей, которые, в свою очередь, очень сильно влияют на формирование личностных качеств матери. В ходе исследований М. Эинсворс были представлены различные типы привязанности детей к матери [4]:

Тип А — «Индеферентные» или «ненадежнопривязанные» дети — они не беспокоятся об уходе матери и продолжают играть дальше, а при ее возвращении не стреметься к физическому контакту с ней (около 20% испытуемых).

Тип В — «Надежнопривязаный» дети не сильно огорчаются в отсутствии матери, но при ее возвращении стремяться к физическому контакту и быстро успокаиваются (65% испытуемых).

Тип С — «Двойственный» — дети очень огорчаются при уходе матери, а по ее возвращении цепляются в нее и затем, через короткое время, отталкивают (около 10% испытуемых).

Тип D — «дезорганизованный неориентированый» при возвращении матери дети пугаются, застывают в одной позе или убегают. Такой тип привязанности как предыдущий является паталогическим (около 5% испытуемых).

Главным личностным качеством матери, которое обуславливает привязанность, является «Эмоциональная доступность», которая, согласно словарю является готовностью к эмоциональной близости с партнером (в данном случаи с ребенком); эмоциональная поддержка, понимание, одобрение вне зависимости от ситуации взаимодействия [5].

Формирование нормальной или нарушенной привязанности

Привязанность есть ничто иное, как чувство близости, основанное на глубокой симпатии, преданности [6]. Но в отношениях матери и ребенка, данное чувство основывается не только на симпатии и преданности. В первую очередь — это генетически обусловленная черта млекопитающих, которая служит для сохранения и защиты популяции. В животном мире, привязанность, после достижения плодом половой зрелости, не сохраняется.

Что касается человека — в большинстве случаев, связь матери и ребенка продолжается всю жизнь. Другой вопрос, какая это привязанность. Ниже рассмотрим примеры личностных характеристик матерей и их детей и наиболее вероятные пути формирования привязанности.

Самая сильная привязанность возникает в случаи ГП матери, ребенок которой, скорее всего, будет относиться к группе B, т.е. будет «надежнопривязанный». Несмотря на это, у женщин, особенно со слабым типом нервной системы (меланхолический тип), зачастую формируется нездоровая привязанность, вследствие нежелания признавать отторжения чада, ставшего полноценной личностью. Причем проявляться это может по разному у матерей разных групп детей. Первый рассмотренный нами случай будет ГП мать и ребенок с индифферентным типом привязанности к ней. При такой постановке ситуации страдания будут только односторонними, т.е. только со стороны матери. Ребенок при этом не будет смущен или расстроен, а воспримет все, как нормальное течение событий, которое просто нужно переждать.

Второй случай — ГП мать и «надежнопривязанный» ребенок. В данной ситуации наблюдаем обоюдную привязанность, и обоюдное состояние сильного внутреннего конфликта. Такие варианты как ГП мать и ребенок с патологической формой привязанности («дезорганизовано ориентированный или двойственный» рассмотрению не подлежат. Эти типы привязанности формируются в ответ на недостаток внимания, или на насильственные действия направленные против ребенка, что априори, для гиперопекающей матери не имеет место быть.

Следующей рассмотрим привязаннсть ГК матери к ребенку с «надежнопривязанной и индифферентной» формой привязанности. В случаи ГК матери и «надежнопривязанного» ребенка наблюдается смещение эмоционального дискомфорта в сторону ребенка. Из-за своей тиранической натуры, мать укоряет ребенка, пытаясь таким способом сохранить с ним эмоциональную связь, путем повышения собственного авторитета. Таким образом она стараеться привязать к себе индивида, фактически, закрывая пути к его психофизиологическому развитию. Такие дети в случаи формирования такой ненормальной привязанности характеризуются инфантильностью и заниженной самооценкой.

ГК мать и «индифферентный ребенок» формируют довольно прочную нормальную психоэмоциональную связь. Это связано со сложностями, с которыми сталкивается женщина при желании повысить свой авторитет. Индифферентность ребенка, в данном случаи создает некую преграду, и поэтому ставит его а уровень с родителем, который не может добиться достаточного признания со стороны ребенка. Таким образом, ребенок «уравнивается» с матерью, которая начинает считать его себе равным, и легче отпускает его от себя.

Теперь рассмотрим эгоцентричных родителей и формирование их привязанности к детям. ЭП индивид и «надежнопривязанный» ребенок формируют привязанность главным образом со стороны ребенка. У таких детей будет, пожалуй, очень высокий уровень социализации, т.к. эгоцентричность матери позволяла ему нормально развиваться в социуме, не ограждая и не навязывая ему своих мнений.

Между ЭП матерью и «индифферентным» ребенком может развиться как нормальная связь, так и ненормально-слабая привязанность Последняя обусловлена тем, что родитель анализируя действие своих старших поколений, делает вывод, что индифферентность ребенка по большей мере обусловлена его воспитанием и предоставлением ребенка самому себе. В случаи, если родитель не будет праймером для формирования психоэмоциональных связей с ребенком, как правило, у них развивается ненормально слабая привязанность.

Так же у ЭП матери наибольшая вероятность развить «двойственный» тип привязанности ребенка. Это связано с тем, что будучи, по сути, двойственной (эгоцентричное чадо гиперопекающих родителей) мать может развить в ребенке амбивалентность. Несмотря даже на все ее старания, чувственное «альтер эго» может сильно повредить нормальному развитию ребенка.

ЭК родители способны развить зачастую только два типа привязанности у ребенка — «дезорганизованно ориентированную и индифферентную». Индифферентные дети, после достижения зрелости, и ЭК мать, как правило, не поддерживают особых отношений. Зачастую сохраняеться тонкая, но крепкая связь, как, например между хорошими старыми знакомыми.

ЭК мать может с легкостью развить у своего ребенка «дезорганизаванно ориентированную» привязанность. При высоком уровне агрессии и ориентированности на себя, дети не требуют особого внимания и физического контакта. Они привыкли делать все «сами» как и их родители. Таким образом, при данной постановке вопроса формируется самый слабый, почти отсутствующий тип привязанности. Она остается только в форме воспоминаний и отдельных образов прошлого.

Данные приведенные выше представлены для выраженных типов ГК, ГП, ЭК и ЭП.

Выводы

В статье проведен анализ личностных характеристик родителей, а именно матери. Рассмотрена абсолютно новая система, характеризующая тип родителей по четырем направленностям. Установлены самые крепкие и слабые типы привязанности матери и ребенка в нормальной и ненормальной форме. Так самая крепкая нормальная привязанность наблюдается у ГП матери и «надежнопривязанного» ребенка. Самая прочная, но ненормальная — у ГК матери и надежнопривязанного ребенка . Самая слабая нормальная связь возникает у ЭК матери и «индифферентного» ребенка.

В статье также описаны случаи, в которых может развиваться ненормальная связь между индивидами и их потомками.

Это свойственно эгоцентричным родителям, которые, по сути могут развить патологические формы привязанности у своих детей.


Список литературных источников

  1. Фромм, Эрих. Искусство любить : [пер. с англ.] / Э. Фромм ; [сост. Д. А. Леонтьев]. — СПб. : Азбука-классика, 2004. — 288 с.
  2. К. Г. Юнг, «О психической энергии» — К. Г. Юнг. Структура и динамика психического / Пер. с англ. — М. «Когито-Центр», 2008, с. 78.
  3. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.; Педагогика, 1989.—
  4. 208 с.
  5. Пилягина Г. Я., Дубровская Е. В. Нарушения привязанности как основа формирования психопатологических расстройств в детском и подростковом возрасте // Мистецтво лікування. — 2007. —  6. — С. 71–79.
  6. http://psylist.net/ . Педагогический словарь.
  7. Bowlby J. Attachment and Loss. V. I. Attachment. — New York, 1969. — 428 p.

Personal characteristics of mothers and their relations to the formation of normal or impaired emotional attachment

Abstract

This article reviews the features of mother (as individuals and as a creature) and maternal love, considering its various manifestations of a child, a normal, constructive form of emotional attachment, as well as the formation of psychological imbalance and unhealthy, depending on the mother of the child. Briefly reviewed and analyzed available data in this area and real-world examples of personalities, examples of which is appropriate to consider in this article.

Key words

Emotional attachment, maternal affection, motherhood, family, family problems.

References

  1. Fromm, Erich. The Art of Loving: [trans. with English] / Erich Fromm.; [Ed. DA Leontiev]. — SPb. : The ABC-classics, 2004. — 288 p.
  2. CG Jung, «On psychic energy» — CG Jung. Structure and dynamics of mental / Trans. from English. — M. «Cogito-Center», 2008, p. 78.
  3. Family psychological counseling, experience and problems of psychological counseling / Ed. AA Bodaleva, VV Stolin; Nauch.-research. Institute of General and Pedagogical Psychology Acad. ped. USSR.-M Sciences .; Pedagogy, 1989.-
  4. p. 208.
  5. Pilyagina GY, Dubrovskaya EV Violations of affection as a basis for the formation of psychopathological disorders in childhood and adolescence // Mistetstvo lіkuvannya. — 2007. —  6. — p. 71-79.
  6. http://psylist.net/. Teaching vocabulary.
  7. Bowlby J. Attachment and Loss. V. I. Attachment. — New York, 1969. — 428 p.