Профессионализм преподавательского состава вуза оказывает самое непосредственное влияние на формирование и развитие наиболее важных качеств обучающихся. В условиях совершенствования педагогических систем в вузах разрабатываются адекватные им педагогические технологии, использующие современную методологию творчества и требующие от преподавателей новых подходов к обучению студентов и подготовке их к профессиональной деятельности. Важно подчеркнуть, что в значительной части исследований в последние годы качество педагогической деятельности преподавателей вузов оценивается через понятие «профессионализм».

Исследователи педагогической деятельности неоднозначно подходят к определению профессионализма преподавателя, так часть из них отождествляют «профессионализм» и " педагогическое мастерство". Кроме того, профессионализм педагогической деятельности определяется как совокупность, общекультурных, общетеоритических, специальных и психолого-педагогических знаний, умения передать, эти знания своям воспитанникам. Ряд исследвателей особо выделяют роль-профессионального самосовершенствования педагога.

Профессионализм имеет самое непосредственное отношение к педагогическому мастерству проподавателя. Так в работе подчеркивается, что профессионализм-это определенный уровень сформированности мастерства педагога. Исходя из этого, профессионализм преподавательской деятельности служит определенной ступенью в достижении высокого и высшего уровня в своем развитии. При этом высшей ступенью профессионализма является педагогическое мастерство.

Обобщая взгляды на природу данного педагогического явления, можно утверждать, что профессионализм педагогической деятельности преподавателей вузов интегративная характеристика уровня их профессионально-педагогической подготовленности, базирующийся основе совокупности психолого-педагогической знаний, а также знаний о предмете преподавания и требующей постоянного совершенствования.

Кроме того, педагогическая практика вузов показывает, что наиболее успешная работа преподавателей строится исходя из ряда условий, среди которых следует выделять: знание преподавателями основ психологии и педагогики высшей школы; учет характера и особенностей категорий обучающихся, физиологии их развития; знание специфики деятельности выпускников вуза, а также перспектив развития области их деятельности; склонность к педагогической деятельности специалистов, назначенных на преподавательские должности, способности к инновационной деятельности; высокие личностные качества преподавателей; стремление к самосовершенствованию.

С учетам изложенного следует вести речь о направлениях совершенствования профессионализма преподавательского состава вуза. Основными из них на наш взгляд являются:

-дифференцированным психолого-педагогическая подготовка преподавателей в вузе;

-активизация самосовершенствования преподавателей по предметной подготовке;

-формирование проектной культуры преподавателя в условиях необходимости разработки содержания обучения, воспитания и развития обучающихся;

-участие преподавателей в научно-исследовательской работе по плану кафедры и вуза;

-подготовка преподавателей на курсах повышения квалификации;

-организация стажировки на кафедрах головного вуза;

-создание условий для формирования и развития здоровых нравственно-психологических отношений в педагогических коллективах, способствующих целенаправленной деятельности преподавателей по повышению профессионализма.

Знания и умения. Для преподавателя физической культуры необходимо наличие как специальных (необходимы для осуществления учителем физической культуры своей педагогической деятельности), так и общих (Общественно-политические, знания по литературе, искусству и т д) знаний. Умения преподавателя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (вкючая дидактические и организаторские), двигательные (включая прикладные). Преподаватель должен уметь организовывать как свою деятельность, так и деятельность учащихся. Коммуникативные умения связаны с общением учителя с учащимися, коллегами, с родителями подопечных. Дидактические умения- умение учителя физической культуры ясно и доходчиво объяснить учащимся новый материал, продемонстрировать физическое упражнение. Двигательные умения отражают, прежде всего, технику выполнения учителем физических упражнений.

Исходя из основной практической цели обучения, преподаватель должен уметь определить на весь срок обучения комплекс навыков и умений, который необходимо выработать у студентов в каждом из видов деятельности