Анализ литературы [Астафьев В.С 2002; Ильин Е.П. 2011; Григорьев Н.Н. 2018 и др.] и проведенный опрос среди учителей физической культуры Забайкальского края показывают, что региональный компонент физического воспитания школьников относится к наименее разработанной области педагогической науки и практики.

По мнению авторов [Лисенчук Г.А. 2002; Годик М.А 2009; и др.] в последнее время у подростков снижается интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, что негативно сказывается на двигательных качествах школьников.

Представляет определенный интерес работа И.И. Плотникова, в которой исследователь отмечает, что подростки любят эмоциональные виды спорта, в которых присутствует динамика и смена игровых ситуаций.

Л.В. Волков отмечает, что последние годы много школьников занимаются мини-футболом по месту жительства. Это связано с тем, что небольшие спортивные площадки имеются во многих дворах, а инвентарь и оборудование для этого вида спорта наименее затратны.

Цель исследования заключается в разработке методики комплексного развития двигательных качеств подростков, занимающихся мини-футболом.

Задачи исследования:

1. Выявить двигательную подготовленность выпускников основной школы экспериментальной и контрольной групп, занимающихся мини-футболом.

2. Разработать методику комплексного развития двигательных качеств подростков

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогические наблюдения, опрос, хронометрирование, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки.

Педагогический эксперимент продолжался с выпускниками основной школы Агинского Бурятского округа в течении одного учебного года. Были организованы экспериментальная (19 юношей) и контрольная (20 юношей) группы относящиеся к основной медицинской группе. По уровню физической подготовленности они не имели достоверных различий (P>0,005).

Методической основой содержания занятий по мини-футболу явились рекомендации Малькольма Кука [7] с целью комплексного развития двигательных качеств юных футболистов.

Упражнения для развития ловкости и быстроты движений проводились в виде упражнений-заданий в начале основной части занятия. Упражнения для развития силы и скоростно-силовых качеств, силовой выносливости проводились комплексно по методу круговой тренировки. Упражнения для развития выносливости отводились чаще всего на конец основной части занятия.

Для выявления различных вариантов средств, направленных на комплексное развитие двигательных качеств, рекомендованной нами программы, в начале и в конце учебного года проводилось тестирование двигательной подготовленности учащихся.

Анализ подготовки юных спортсменов показывает, что в юношеском мини-футболе преобладает прогрессивное увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок и это отражается, в первую очередь, в методических рекомендациях и программах по комплексному развитию двигательных качеств.

Значительные потери во взрослом мини-футболе многих одаренных юношей требуют пересмотра существующей методики развития двигательных качеств от системы ‘’натаскивания’’ к пути увеличения нагрузок как количественно, так и качественно.

Исследования показали, что использование повышенных объемов тренировочных нагрузок, направленных на развитие выносливости, сопровождается ростом показателей основных физических качеств, благоприятно сказывается на показателях игровой деятельности, способствует развитию сердечно-сосудистой системы, не оказывая при этом отрицательного влияния на скоростные качества юных спортсменов.

Объем и интенсивность нагрузок взаимно обусловлены и, вместе с тем, в известном отношении противоположны. Нарушение оптимального соотношения объема и интенсивности нагрузки может послужить причиной физического перенапряжения подростков.

Использование в тренировке средств анаэробной направленности в большом объеме оказывает отрицательное влияние на аэробную производительность, а также чрезмерно повышает тонус мышц, понижает экономичность их работы, приводит к отрицательным сдвигам в организме спортсменов.

Наиболее трудно решаемой проблемой в теории и практике комплексного развития двигательных качеств является оптимизация составных частей тренировочной нагрузки.

При планировании развития двигательных качеств юных футболистов необходимо учитывать, что величина тренировочной нагрузки должна соответствовать функциональному состоянию организма и способствовать его прогрессивному развитию и на этой основе обеспечивать рост спортивного мастерства.

Выводы

1. Исследования показали, что высоко интенсивные (выполняемы на пульсовом режиме 180 и более ударов в минуту) физические упражнения должны занимать не более 5-8% от суммарных нагрузок годового цикла. Объем упражнений, выполняемых при пульсовом режиме 150-170 уд/мин (аэробно-анаэробной направленности — 25-30%), а малоинтенсивная нагрузка (частота пульса до 150 уд/мин) аэробной направленности — 55-65%.

2. При комплексном развитии двигательных качеств рекомендуется использовать достаточно большой арсенал тренировочных средств специфического и неспецифического характера. Из специфических средств это упражнения по технической, тактической, игровой подготовке. Из неспецифических — кросс, атлетический бег, гимнастика, акробатика, плавание, лыжи, подвижные игры и т.д.

3. Установлено, что для повышения уровня функциональной подготовленности необходимо использовать комплексное сочетание различных средств и методов тренировки, изменяя соотношение в зависимости от возраста, периода подготовки и направленности тренировочного процесса. Большое значение в юношеском возрасте придается разносторонней физической подготовке с целью гармоничного развития органов и систем организма, повышения их функциональных возможностей, развития двигательных качеств.

4. Разностороння физическая подготовка должна быть частью правильно организованного тренировочного процесса, она необходима для длительных и прочных спортивных успехов.

Литература

  1. Астафьев В.С. Потребность в движении как внутренний побудитель двигательной активности человека// Исторические, педагогические и медико-биологические аспекты физической культуры и спорта: Материалы 1-й научно-практической конференции. — Чита, 2007. — С.55-58.
  2. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. — Киев: Олимпийская литература. — 2003, 271 с.
  3. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. — М., Человек. — 2009, 272 с.
  4. Григорьев В.И. Проблема методического обеспечения и дисциплины ‘’Физическая культура’’// Физическая культура и здоровье молодежи. Материалы 14-й Всероссийской научной практической конференции 29 марта 2018 г. — С.33-36.
  5. Ильин Е.П. Психология спорта. — СПб: Питер. — 2011, 352 с.
  6. Лисенчук Г.А. Управление подготовкой футболистов. — Киев: Олимпийская литература. — 2003, 271 с.
  7. Кук М. 101 упражнение для юных футболистов 12-16 лет М.: ООО ‘’Издательство АСТ,. — 2001, 128 с.
  8. Плотникова Н.И. Особенности применения развивающих образовательных технологий на уроках физической культуры // Вестник Бурятского государственного университета, Матер выпуска Физическая культура и спорт, Улан-Удэ, 2013. — С.105-108.