На сегодняшний день характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника.

Педагогическая деятельность должна быть направлена на комплексный подход преподавания физической культуры, так как она является важнейшим и эффективным средством не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического развития.

Решая задачи физического воспитания, необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Конечно, одни только традиционные технологии уже не могут, в полной мере, помочь максимально реализовывать педагогом поставленные цели и задачи. В наш век компьютерных технологий жизненно необходимо обращаться к современным образовательным технологиям.

Использование широкого спектра современных педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать как учебное, так и внеурочное время и добиваться высоких результатов учащимися.

Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровье сберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.

Эффективность развития физических качеств учащихся необходимо реализовывать с помощью инновационных технологий по физической культуре, которые направлены на развитие у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

Технология дифференцированного физкультурного образования

Важнейшее требование современного урока — обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры.

Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо этого, обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

Исходя из всего перечисленного, необходимо остановиться на технологии дифференцированного физкультурного образования.

Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО — это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования.

Содержание ТДФО — это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

Дифференцированное развитие физических качеств, в группах разной подготовленности надо осуществлять с использованием как одинаковых, так и разных средств, и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная.

В результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени на отдых и восстановление. Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, можно использовать карточки с индивидуальными заданиями (с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки). В заключительной части урока класс объединяется, все ученики выполняют одинаковые упражнения, играют.

Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает:

· выявление уровней обученности школьников с помощью диагностических тестов (служит основанием для деления учащихся на группы разной подготовленности);

· деление задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности

· деление содержания программы.

Технология дифференцированного подхода позволяет выстраивать индивидуальную траекторию физического развития ребенка, позволяет реализовать ситуацию успеха на уроке.

Список использованных источников

  1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. — 1997. —  3. — С. 29-33.
  2. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. — М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2002. — С. 9-65.
  3. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М., 2000.
  4. Машарова Т.В. Педагогическое моделирование индивидуально-личностного развития школьника в информационно-образовательной среде: моногр. / Т.В. Машарова, Е.А. Ходырева, А.А. Харунжев; ВятГГУ. — Киров, 2004. — 106 с.: ил. — Библиогр.: с. 97-106.
  5. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. — 2002. —  2. — С. 1-4.
  6. Личностно ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения/ Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. и др. — М.: Пробел-2000, 2006. — 436 с.: ил.