Деятельность традиционного оператора связи России, созданного на базе государственных предприятий связи в результате процесса их приватизации и реорганизации, регламентируется антимонопольным законодательством в отличие от альтернативного оператора, не оказывавшего до 1990 года услуг связи на сети связи общего пользования. К сказанному следует добавить, что альтернативные операторы действуют на рынке высокодоходных услуг, не требующих значительных инвестиций в организацию и развитие материально-технической базы (например, подвижная связь).

Традиционные операторы несут риск «универсального оператора связи», обусловленного моделью информатизации российского общества, согласно которой операторы обязаны принять на себя риск убыточного бизнеса отрасли. Традиционные операторы обязаны оказывать универсальные услуги, т.е. услуги связи, оказание которых любому пользователю на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным не зависимо от эффективности ее предоставления.

Телекоммуникационный рынок имеет ряд специфических особенностей, накладывающих отпечаток на формирование конкурентной среды. Во-первых, телекоммуникационная отрасль — это отрасль доступа (клиентам предлагается право доступа к технологическим возможностям сети без права владения), в связи с чем у телекоммуникационной компании реализуется возможность разработки и выбора большого числа вариантов бизнес-моделей с использованием различных тарифных планов, способов взаимодействия с другими операторами связи и предоставления услуг и т.д., обеспечивающих соответствующую эффективность деятельности.

Во-вторых, телекоммуникационный рынок — это рынок с сетевым эффектом. Хотелось бы отметить, что как это не парадоксально, но телекоммуникационная отрасль, наиболее часто приводимая в пример в качестве сетевого рынка, еще недостаточно изучена экономистами-теоретиками. Сетевые эффекты — это те дополнительные преимущества, которые получают новые потребители определенного продукта или услуги в результате того, что тем же продуктом/услугой уже пользуется большое число других потребителей.

Третьей особенностью телекоммуникационного рынка является, то, что это рынок с вертикальной дифференциацией продукта.

Наконец, последней особенностью телекоммуникационного рынка, тесно связанной с вертикальной дифференциацией продукта, следует назвать сетевую олигополию, при которой рост числа фирм, при достаточном различии в предпочтениях, не вызовет увеличения конечного их числа на отдельных сегментах, т.е. при увеличении размера рынка число фирм и их рыночная доля будут оставаться неизменными при росте абсолютной величины продаж