Один из основных вопросов при решении проблемы управления развитием персонала  выявление и учет факторов, влияющих на управление развитием человеческих ресурсов организации [3, с. 263]. Это явле­ния, причины, движущие силы, тормозящие или способствующие дея­тельности. Выделим их особенности:

• все факторы взаимосвязаны и взаимозависимы, представляют определенную систему, где изменение показаний одного фактора вызывает изменение других;

• значимость влияния факторов зависит от конкретных условий деятельности;

• направленность факторов и управление развитием человеческих ресурсов организации различно по направлению, характеру и со­держанию;

• оценка влияния каждого фактора, взятого в отдельности, как правило, затруднена в силу их системной зависимости.

С целью анализа влияния факторов на управле­ние развитием персонала их необходимо привести в систему, что дает возможность упорядочить, детально изучить каждую из групп и в результате управлять воздействием на процесс управления развитием человеческих ресурсов организации [4, с. 513].

Поскольку в теории и практике управления нет единого мнения о построении классификации факторов, то в этой статье мы рассмотрим основные поло­жения такой классификации. Основываясь на результатах анализа, приведенных ниже, можно констатировать, что разработка классифи­кации предполагает, прежде всего, постановку цели проведения этой работы, введение ограничений на количество и степень разнообра­зия факторов. При классификации факторов первоначально выявим и сгруппируем основные факторы, влияющие на управление разви­тием в целях дальнейшего определения основных направлений и пу­тей повышения эффективности развития персонала в конкретных ус­ловиях. Введение ограничений на количество и степень разнообразия факторов достигается выделением классификационных признаков и необходимой степенью детализации этой работы. Классифицировать факторы целесообразно с учетом модульного принципа, позволяю­щего на каждом этапе самоуправления жизнедеятельностью выяв­лять ту группу, которая в наибольшей степени оказывает влияние на самоуправленческую деятельность [2, с. 64].

Анализ литературных источников свидетельствует, что наиболее часто при разработке классификации факторов используют следую­щие классификационные признаки [1, с. 240]:

· степень общности;

· регулируе­мость;

· способ воздействия;

· источник воздействия;

· значение факто­ров;

· характер воздействия;

· природа факторов;

· содержание факторов.

В дальнейшем обоснуем наиболее приемлемый признак классификации факторов в соответствии с целью совершенствования управления развитием персонала. Для этого проанализируем классификационные группы факторов по каждому признаку.

Степень общности. В соответствии с методологической функцией категории общего и единичного факторы можно подразделить на об­щие и одиночные. Поскольку отдельные сходства можно объединить в группы с признаками, средними между общими и единичными, то на­зовем их особенными признаками. Этот подход к классификации ориентирует на учет диалектической взаимосвязи между общим, осо­бенным и единичным, на их взаимный переход при определенных обсто­ятельствах.

Степень регулируемости. В анализе управленческой развивающей деятельности целесообразно применить следующую классификацию факторов: управляемые  характеризуют качество работы коллектива; условно нерегулируемые  обладают большой инерцией и зависят от предыстории функциониро­вания объекта развития, частично поддаются воздействию со стороны объекта управления; неуправляемые  не могут быть изменены субъектом управления. Чем выше уровень управления развитием, тем больше факторов можно рассматривать в качестве уп­равляемых, шире становятся границы целенаправленного изменения. Многие факторы на нижнем уровне являются внешними ограничи­тельными условиями. На среднем уровне их можно рассматривать в качестве управляемых. Анализ показывает: чем длительнее период реализации принятого решения по развитию персонала, тем шире становятся границы возможного изменения труднорегулируемых факторов. К примеру, управляемость фактора определяется конкрет­ными условиями места и времени управления развитием. Классифика­ция факторов по этому признаку позволяет учитывать их в практичес­кой деятельности.

Способ воздействия. Факторы непосредственного и кос­венного воздействия на отдельные стороны процесса управления раз­витием.

Источник воздействия. Факторы системы управления развитием, воздействующие со стороны сил и средств обеспечения управления развитием, и управленческие (влияют на основные элементы системы управления развитием персонала, предопределяют эффективность управленческого труда персонала управления, методы работы).

Значение факторов. Факторы экстенсивные  обеспечивают повышение эффективности управления развитием персонала за счет увеличения ресурсов управления при тех же параметрах технических средств управления, притом же уровне квалификации и струк­турном составе персонала управления; интенсивные факторы, базирующиеся, в основном, на лучшем использовании технических средств управления, на ускорении внедрения достижений науки и передовой практики.

Характер воздействия. Разграничение факторов на главные и второстепенные верно только на оп­ределенный период времени в зависимости от конкретных условий складывающейся обстановки.

Природа факторов. Факторы, действия которых объясняются законами развития персонала: социально-психологические, организационно-технические; они связаны с участием в управлении развитием персонала, техники и технологических особенностей ор­ганизации.

Содержание факторов. Анализ существующих классификаций по содержанию показывает на возможность выделения двух основных групп. К первой группе относятся факторы воспитания, выделенные по одному признаку:

· социальные;

· политические;

· духовные;

· научно-технические;

· материальные;

· организационные;

· человеческие;

· инфор­мационные.

Вторая группа составлена с учетом дей­ствия факторов на систему не обособленно, а в тесном взаимодействии. В них выделяются соответствие управляющей си­стемы управляемой и научная организация управленческого труда.

Итоги анализа свидетельствуют о необходимости разработки классификации факторов по признаку «содержание», чтобы раскрыть природу, сущность управления и самоуправления развитием персо­нала. Проведенные исследования позволяют выделить следующие группы факторов, влияющих на управление развитием человеческих ресурсов персонала в зависимости от их содержания и сущности: че­ловеческий; информационно-энергетический; средств управления развитием человеческих ресурсов персонала организации (техноло­гический и средств управленческого труда); системные. Последние обусловлены взаимодействием других факторов и условиями управ­ления развитием персонала, действиями системы управления разви­тием и уровнем научной организации труда в них.

Классификация факторов, влияющих на самоуп­равление по содержанию, основывается на выделении четырех групп [5, с. 624]:

1. человеческий фактор;

2. информационно-энергетический фактор;

3. системные факторы;

4. средства развития.

С изменением элементов системы изменяются и ее свойства, а в результате взаимодействия элементов у системы уп­равления развитием появляются новые свойства, отсутствующие у ее элементов. Более того, в предложенной классификации наряду с сис­темным подходом реализован и комплексный, так как классификация представлена совокупностью психофизиологических, социальных, ор­ганизационных, технологических и других факторов, которые в системе охватывают все аспекты управления и самоуправления развитием.

Таким образом, профессиональное развитие персонала систематическое подкрепление, усовершенствование и расширение спектра знаний, развитие личных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения обязанностей на протяжении всей трудовой деятельности сотрудника.

Для организации управлять профессиональным развитием своих сотрудников значит координировать достижение работниками соответствующих требованиям организации уровней содержания компетенций и личностных характеристик. Управление профессиональным развитием руководителей и специалистов является фактором успешного функционирования организации, так как с одной стороны, свидетельствует о ее заинтересованности в повышении качества своего персонала, а с другой стороны, обуславливает будущий успех всей деятельности организации.

Список литературы:

  1. Кязимов, К. Г. Внутрифирменное обучение и развитие персонала / К.Г. Кязимов. — М.: МИК, 2016. — 240 c.
  2. Лосоликова, А.Г. Управление организацией / А.Г. Лосоликова. — М.: 2011. -С.64
  3. Лукичева, Л.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Л.И. Лукичева; Под ред. Ю.П. Анискин. — М.: Омега-Л, 2013. — 263 c.
  4. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. — Люберцы: Юрайт, 2014. — 513 c.
  5. Троицкая, Н.А. Управление персоналом / Н.А. Троицкая, М.В. Шилимов. — М.: КноРус, 2013. — 624 c.