Постоянное развитие общественных отношений в условиях независимого, правового и демократического государства сопровождается непрерывным развитием и дальнейшим совершенствованием управленческих процессов в различных сферах жизнедеятельности гражданского общества. В связи с этим большую роль играют вопросы, связанные с охраной прав и свобод граждан, относящихся к компетенции государственных органов, деятельность которых требует постоянного совершенствования. Так, как пребывание физических и юридических лиц в правоотношениях с органами публичной власти, их должностными лицами может вызвать между ними конфликтных ситуаций, то за их решением они обращаются в административный суд, где становятся участниками административного процесса.
Основными участниками административного дела являются стороны. До момента принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N
Однако с принятием КАС РФ произошла правовая регламентация лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, в т.ч. сторон в административном судопроизводстве. А значит, применение понятия «стороны» в узкой трактовке стало возможным и к лицам по административным делам, разрешаемым в порядке административного судопроизводства.
Наличие сторон в судебном процессе является характерным для большинства видов судопроизводств. «Стороны», как группа участников процесса, предусмотрены в гражданском процессе (ст. 34 ГПК РФ), арбитражном процессе (ст. 40 АПК РФ). Нет лишь обозначения сторон в производстве по делам об административных правонарушениях (глава 25 КоАП РФ), хотя фактически всех участников можно разделить на три группы (участники на стороне лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении и находящиеся на стороне обвинения; лица, способствующие осуществлению производства по делу об административном правонарушении).
Глава 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) регулирует статус лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса. Важной новеллой КАС РФ стало введение такой группы участников судебного процесса, как стороны [1].
Лицо, возбуждает процесс и обращается в суд с просьбой о защите своих прав, свобод и интересов, а также истцом может быть субъект властных полномочий. Интерес истца в административном процессе, прежде всего, связан с восстановлением нарушенных прав, свобод и интересов в сфере публично-правовых отношений. Лицо, на которое истец указывает как на нарушителя своего права и которое вследствие этого привлекается судом к ответу, является ответчиком.
Для того, чтобы процесс по конкретному делу начался, необходимо, как правило, наличие двух сторон с противоположными интересами. Поэтому, если истец не может назвать конкретного нарушителя своего права, процесс не может возникнуть. В том случае, если в ходе процесса одна из сторон выбывает (например, в случае смерти и при невозможности правопреемства) процесс должен быть прекращен [4].
Структура сторон в административном процессе не может быть сведена к структуре сторон в материальных правоотношениях, хотя в большинстве случаев сторонами в административном процессе являются субъекты спорных материальных правоотношений. Так, как обе стороны имеют юридическую заинтересованность в исходе дела, то эта юридическая заинтересованность носит личный, материальный и процессуальный характер [5].
Важным условием получения статуса стороны административного производства является наличие у лица такого признака, как административная процессуальная правосубъектность, которая включает в себя административную процессуальную правоспособность и административную процессуальную дееспособность [4].
В.М. Котенко подчеркивает, что характерным признаком сторон является также и то, что процесс по административному делу ведется от имени и в интересах сторон даже в том случае, когда дело возбуждает не лично истец, а другие лица в его интересах [3, с. 105].
В КАС РФ дается определение административного истца, под которым понимается: лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов; либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином; либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившееся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.
Следует учитывать, что для того, чтобы подать административный иск и исполнять все процессуальные обязанности, лицо должно обладать административной процессуальной правосубъектностью (административной процессуальной правоспособностью и административной процессуальной дееспособностью) (ст. 5 КАС РФ).
Административных истцов возможно классифицировать на две категории:
1. Субъект, изначально обладающий правовой возможностью выступать в качестве административного истца при разрешении административно-правового спора, без специальной регламентации в норме права:
— граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства;
— российские, иностранные и международные организации; общественные объединения и религиозные организации;
— общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
2. Субъект, возможность которого выступать в качестве административного истца при разрешении административно-правового спора требует специальной регламентации в норме права:
— органы государственной власти, иные государственные органы;
— органы местного самоуправления;
— избирательные комиссии, комиссии референдума;
— иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями (уполномоченные лица, обратившиеся в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации по вопросу привлечения судей к дисциплинарной ответственности, а также жалоб на решения о квалификационной аттестации судей, будут являться административными истцами) (ч. 2 ст. 229, ч. 2 ст. 230 КАС РФ) [5].
Таким образом, можно констатировать, что круг лиц, которые могут быть административными истцами (т.е. стороной по делу), значительно шире, чем в процессуальных производствах, регулируемых ГПК РФ и АПК РФ.
Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных КАС РФ, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.
Таким образом, существенной новеллой КАС РФ является фиксирование таких участников судебного процесса, как «стороны», которые представлены в виде административного истца и административного ответчика (ст. 38 КАС РФ). В производстве по делам об административных правонарушениях нет лишь обозначения сторон, хотя фактически всех участников можно разделить на три группы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 30 дек. 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kodeks.systecs.ru/kas-rf/ glava12/st125. html
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2015 г. N
14-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Т.И. Романовой» // СЗ РФ. 2015. N 25. Ст. 3736 - Котенко В.М. Окремі аспекти реалізації процесуальних прав і обов’язків учасників адміністративного процесу / В.М. Котенко // Наукові записки Таврійського національного університету ім. В.І.Вернадського: Серія «Юридичні науки». — 2012. — Том 25 (64), № 1. — С.103-108
- Мартынов А.В. Участники административного судопроизводства: понятие, виды и сравнительная характеристика с другими участниками судебных процессов [электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn—p1ai/article/18976
- Смольникова Ю.Б. Стороны административно-правового спора: до и после принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации [электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn—p1ai/article/27941