Постоянное развитие общественных отношений в условиях независимого, правового и демократического государства сопровождается непрерывным развитием и дальнейшим совершенствованием управленческих процессов в различных сферах жизнедеятельности гражданского общества. В связи с этим большую роль играют вопросы, связанные с охраной прав и свобод граждан, относящихся к компетенции государственных органов, деятельность которых требует постоянного совершенствования. Так, как пребывание физических и юридических лиц в правоотношениях с органами публичной власти, их должностными лицами может вызвать между ними конфликтных ситуаций, то за их решением они обращаются в административный суд, где становятся участниками административного процесса.

Основными участниками административного дела являются стороны. До момента принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (далее по тексту — КАС РФ) применение понятия «стороны», возможно, было исключительно в узкой трактовке, а именно к лицам по гражданским делам, разрешаемым в порядке искового судопроизводства, и абсолютно не допускалось использование данной категории применительно к спорам, возникающим из административных правоотношений.

Однако с принятием КАС РФ произошла правовая регламентация лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, в т.ч. сторон в административном судопроизводстве. А значит, применение понятия «стороны» в узкой трактовке стало возможным и к лицам по административным делам, разрешаемым в порядке административного судопроизводства.

Наличие сторон в судебном процессе является характерным для большинства видов судопроизводств. «Стороны», как группа участников процесса, предусмотрены в гражданском процессе (ст. 34 ГПК РФ), арбитражном процессе (ст. 40 АПК РФ). Нет лишь обозначения сторон в производстве по делам об административных правонарушениях (глава 25 КоАП РФ), хотя фактически всех участников можно разделить на три группы (участники на стороне лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении и находящиеся на стороне обвинения; лица, способствующие осуществлению производства по делу об административном правонарушении).

Глава 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) регулирует статус лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса. Важной новеллой КАС РФ стало введение такой группы участников судебного процесса, как стороны [1].

Лицо, возбуждает процесс и обращается в суд с просьбой о защите своих прав, свобод и интересов, а также истцом может быть субъект властных полномочий. Интерес истца в административном процессе, прежде всего, связан с восстановлением нарушенных прав, свобод и интересов в сфере публично-правовых отношений. Лицо, на которое истец указывает как на нарушителя своего права и которое вследствие этого привлекается судом к ответу, является ответчиком.

Для того, чтобы процесс по конкретному делу начался, необходимо, как правило, наличие двух сторон с противоположными интересами. Поэтому, если истец не может назвать конкретного нарушителя своего права, процесс не может возникнуть. В том случае, если в ходе процесса одна из сторон выбывает (например, в случае смерти и при невозможности правопреемства) процесс должен быть прекращен [4].

Структура сторон в административном процессе не может быть сведена к структуре сторон в материальных правоотношениях, хотя в большинстве случаев сторонами в административном процессе являются субъекты спорных материальных правоотношений. Так, как обе стороны имеют юридическую заинтересованность в исходе дела, то эта юридическая заинтересованность носит личный, материальный и процессуальный характер [5].

Важным условием получения статуса стороны административного производства является наличие у лица такого признака, как административная процессуальная правосубъектность, которая включает в себя административную процессуальную правоспособность и административную процессуальную дееспособность [4].

В.М. Котенко подчеркивает, что характерным признаком сторон является также и то, что процесс по административному делу ведется от имени и в интересах сторон даже в том случае, когда дело возбуждает не лично истец, а другие лица в его интересах [3, с. 105].

В КАС РФ дается определение административного истца, под которым понимается: лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов; либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином; либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившееся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Следует учитывать, что для того, чтобы подать административный иск и исполнять все процессуальные обязанности, лицо должно обладать административной процессуальной правосубъектностью (административной процессуальной правоспособностью и административной процессуальной дееспособностью) (ст. 5 КАС РФ).

Административных истцов возможно классифицировать на две категории:

1. Субъект, изначально обладающий правовой возможностью выступать в качестве административного истца при разрешении административно-правового спора, без специальной регламентации в норме права:

— граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства;

— российские, иностранные и международные организации; общественные объединения и религиозные организации;

— общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.

2. Субъект, возможность которого выступать в качестве административного истца при разрешении административно-правового спора требует специальной регламентации в норме права:

— органы государственной власти, иные государственные органы;

— органы местного самоуправления;

— избирательные комиссии, комиссии референдума;

— иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями (уполномоченные лица, обратившиеся в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации по вопросу привлечения судей к дисциплинарной ответственности, а также жалоб на решения о квалификационной аттестации судей, будут являться административными истцами) (ч. 2 ст. 229, ч. 2 ст. 230 КАС РФ) [5].

Таким образом, можно констатировать, что круг лиц, которые могут быть административными истцами (т.е. стороной по делу), значительно шире, чем в процессуальных производствах, регулируемых ГПК РФ и АПК РФ.

Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных КАС РФ, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

Таким образом, существенной новеллой КАС РФ является фиксирование таких участников судебного процесса, как «стороны», которые представлены в виде административного истца и административного ответчика (ст. 38 КАС РФ). В производстве по делам об административных правонарушениях нет лишь обозначения сторон, хотя фактически всех участников можно разделить на три группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 30 дек. 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kodeks.systecs.ru/kas-rf/ glava12/st125. html
  2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2015 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Т.И. Романовой» // СЗ РФ. 2015. N 25. Ст. 3736
  3. Котенко В.М. Окремі аспекти реалізації процесуальних прав і обов’язків учасників адміністративного процесу / В.М. Котенко // Наукові записки Таврійського національного університету ім. В.І.Вернадського: Серія «Юридичні науки». — 2012. — Том 25 (64), № 1. — С.103-108
  4. Мартынов А.В. Участники административного судопроизводства: понятие, виды и сравнительная характеристика с другими участниками судебных процессов [электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn—p1ai/article/18976
  5. Смольникова Ю.Б. Стороны административно-правового спора: до и после принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации [электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn—p1ai/article/27941