Аннотация: Налог на добавленную стоимость (НДС) занимает особое место в формировании доходной части бюджета и, соответственно, в социально-экономическом развитии любого государства. В то же время он является достаточно существенной нагрузкой на общество, и многие налогоплательщики стремятся его минимизировать, а по возможности — избежать. Нарушение налогового законодательства, и в частности норм о порядке исчисления, уплаты и декларирования налога на добавленную стоимость, может повлечь за собой наступление налоговой, административной и уголовной ответственности. Исследование нормативно-правовых основ борьбы с уклонением от уплаты налогов является особенно актуальным в связи с распространенностью и общественной опасностью данной категории правонарушений.

Нормативно-правовые основы борьбы с налоговыми правонарушениями закреплены в различных нормативно-правовых документах (см.рис.1).

mjdnrdnarptr_1.png

Рис.1. Нормативно-правовые основы борьбы с налоговыми правонарушениями

Основы нормативно-правового регулирования борьбы с налоговыми правонарушениями содержатся в Конституции РФ, где разграничены предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам налогообложения. В Конституции также закреплен общий принцип российского права — о приоритет норм международного права и международных договоров над внутренним законодательством Российской Федерации.

Основным источником налогового права в России является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). НК РФ состоит из двух частей: в первой (общей) части устанавливаются общие принципы налогообложения, а во второй (особенной) — регламентируется порядок обложения каждым из установленных в России налогов и сборов. Вопросы борьбы с уклонением от уплаты налогов регулируются:

§ главами 5, 6, 14, 14.5, 14.7, 14.8 НК РФ, устанавливающими организационные основы и порядок проведения налогового контроля;

§ главами 15, 16, 18, устанавливающими ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Вопросы ответственности за налоговые правонарушения регулируются также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Главой 15 КоАП РФ устанавливается ответственность за административные правонарушения в области налогов и сборов. В главе 23 КоАП РФ приводится перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В разделах IV и V КоАП РФ рассматривается порядок производства и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях в налоговой сфере.

Изменения в Налоговый кодекс РФ, а также КоАП РФ и УК РФ вносятся соответствующими федеральными законами. Например, раздел V.2 НК РФ «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга» был введен в действие Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 348-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2015 г. и применяющимся в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков с 1 января 2016 г.

В соответствии со ст. 4 НК РФ Правительство РФ, Министерство финансов РФ (Минфин) и некоторые другие высшие органы исполнительной власти РФ в предусмотренных налоговым законодательством и в пределах своей компетенции издают нормативно-правовые акты по вопросам борьбы с налоговыми правонарушениями.

Федеральная налоговая служба РФ также в пределах своей компетенции осуществляет нормативно-правовое регулирование борьбы с налоговыми правонарушениями. Пример документа — Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [14].

Кроме того, ФНС России издает приказы и заключает соглашения о взаимодействии с другими исполнительными органами власти по вопросам борьбы с налоговыми правонарушениями. Пример такого документа — Приказ МВД РФ и Федеральной налоговой службы от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» [15].

Письма различных министерств и ведомств, в особенности — Министерства финансов и ФНС России также имеют большое значение в качестве источника нормативного регулирования борьбы с налоговыми правонарушениями. Пример — Письмо ФНС РФ от 16 июля 2013 г. N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок».

Список использованной литературы

  1. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 08.11.1990 г.) // СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 203.
  2. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 г.) // Бюллетень международных договоров, июнь 1998 г., N 6.
  3. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (ред. от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г., 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ от 04 августа 2014 г., N 31, ст. 4398.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 г.) // СЗ РФ 05 декабря 1994 г., N 32, ст. 3301.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 г.) // СЗ РФ от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 г.) // СЗ РФ от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 22 февраля 2017 г.) // СЗ РФ от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 7 февраля 2017 г.) // СЗ РФ от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.
  9. Арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ) от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (ред. от 19 декабря 2016 г.) // СЗ РФ от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3012.