Аннотация: в статье проводится анализ соответствующих универсальных и региональных правовых актов, а также их толковательной практики, сложившейся в деятельности Комитета ООН по правам человека и Европейского Суда по правам человека.

При всей сложности и многогранности права на свободу совести и вероисповедания существует некий набор универсальных (всеобщих) требований, соблюдение которых нужно рассматривать в качестве минимального стандарта его понимания и защиты. Такие требования состоят: в обеспечении невмешательства государства в осуществление гражданами своего права на свободу совести и вероисповедания, в обеспечении гармоничного баланса этого права с иными правами и свободами человека (в частности, свободой выражения мнений, неприкосновенностью частной жизни и др.), в устранении или, по меньшей мере, минимизации двух одинаково вредных отклонений от идеала права на свободу совести и вероисповедания — его ограничения и дискриминации, с одной стороны, и злоупотребления им, — с другой.[1,с.46]

В целях создания надлежащих гарантий права на свободу совести и вероисповедания, международное сообщество:

а) обязывает все государства криминализировать геноцид, любые проявления насилия по мотиву религии, дискриминацию на основании отношения к религии, подстрекательство и соучастие в этих деяниях; причем данное требование в равной степени обращено как к деяниям, совершаемым в отношении представителей той или иной религии, так и представителями этой религии по отношению к иным лицам;

б) предписывает, чтобы государства, криминализировали ненасильственные действия и высказывания по поводу религии лишь в контексте соблюдения принципов недискриминации, поддержания социального мира, согласия и общественного порядка;

в) провозглашает, что реализуя свое право на усмотрение, государство может криминализировать определенные формы поведения, включая распространение информации и идей, которые несовместимы с уважением свободы мысли, совести и религии других лиц, в том числе оскорбление религиозных чувств верующих вследствие провокационного и несовместимого с духом терпимости изображения объектов религиозного культа;

г) требует, чтобы вводимые государством ограничения и запреты каса лись только внешней формы проявления права на свободу религии, а именно, свободы вероисповедания, и ни при каких обстоятельствах не вторгались во внутренние аспекты свободы совести, в связи с чем рекомендует, чтобы богохульство и святотатство, будучи оскорблением религии, сами по себе не считались преступлением;

д) возлагает на государство обязанность формулировать ограничения и запреты исключительно на уровне закона и не допускать расширительного толкования закона, устанавливающего ответственность за противоправное поведение.

Список литературы:

  1. Бахметьев П.В. Об объекте и социальной направленности действий, направленных на оскорбление религиозных чувств верующих //Библиотека уголовного права и криминологии. 2017. № 2. С. 43 — 53.