Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [1] является базовым, в котором определяются основные требования к медиатору.

Общее представление о фигуре медиатора содержится в статье 3 Закона о медиации, согласно которой в этом качестве может выступать физическое лицо, содействующее сторонам в достижении соглашения по спору. Кроме этого ряд требований, предъявляемые к лицу, претендующему на роль медиатора содержаться в статье 8 Закона:

1. Обладание физическим лицом, претендующим стать медиатором, полной дееспособностью

2. Отсутствие судимости, у лица, давшего согласие на выполнение функции медиатора.

3. Отсутствие права замещать государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные служащие.

4. Запрет заниматься предпринимательской деятельностью. Лица, осуществляющие деятельность медиатора, вправе также осуществлять любую иную деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации.

Далее статья 10 Закона о медиации, предусматривает, что посредник избирается сторонами по их взаимному согласию, если стороны не договорились об ином; стороны или одна из сторон вправе обратиться в организацию, обеспечивающую проведение примирительной процедуры, с просьбой о рекомендации посредника. При этом в п. 3 ст. 10 Закона допускается, что правилами проведения примирительной процедуры может предусматриваться назначение медиатора с согласия сторон непосредственно организацией, обеспечивающей проведение примирительной процедуры.

На первый взгляд, кажется, что перечисленных требований достаточно, однако это не так.

Считаем, при разработке ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», законодатель упустил ряд важных требований, относительно фигуры медиатора, а именно: срок и стаж медиатора работающего на профессиональной основе, конкретизацию вида высшего образования, точнее предпочтений законодателя при выботе кандидатуры медиатора.

Как представляется, для устранения этих пробелов, следует внести изменения в Закон о медиации, сформулировав в Законе более четкие и подробные требований к медиатору:

— возраст не менее 25 лет;

— образование посредника должно зависит от сферы, в которой проводится процедура медиации. Круг лиц, которые вправе осуществлять примирение, весьма широк: это могут быть и специалисты в технической сфере, юристы, психологи, экономисты, руководители компаний, частные лица и проч., но предпочтительней, чтобы это были юристы и психологи.

— профессиональный опыт медиатора в соответствующей сфере деятельности должен составлять не менее 5 лет;

— посредник для осуществления своей деятельности должен иметь соответствующее разрешение (аттестат, лицензия, аккредитация или сертификат);

— необходимо наделить посредников полномочиями нотариусов для утверждения медиативного соглашения и придания ему юридической силы;

— СРО медиаторов могут быть установлены дополнительные требования для вступления посредника в организацию, например, наличие необходимого количества процедур медиации, внесение денежной суммы на счет СРО, и проч.

Такие новшества, безусловно, повысят качество работы медиатора-профессионала.

Учитывая международный опыт применения восстановительного правосудия, рассуждения юристов России, мы солидарны с теми авторами, которые считают, что нотариус может исполнять функции посредника (медиатора), особенно в рамках восстановительной ювенальной юстиции, так как при совершении нотариальных действий он уже выступает от имени государства, так же как и суд, и обладает необходимыми знаниями.

Полагаем, медиацию в нотариальной деятельности следует рассматривать как вид оказания нотариусом в процессе совершения нотариального действия квалифицированной правовой помощи, направленной на достижение обратившимися за совершением нотариального действия лицами единой позиции по совокупности их прав и обязанностей, подлежащих удостоверению нотариальным актом.

Список литературы

  1. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»: Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ ред. ФЗ от 23.07.2013 № 233-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. −2010. -№ 31.- Ст. 4162; 2013. -№ 30 (Часть I). — Ст. 4066.