Для современного этапа развития общества и государства характерными являются процессы модернизации многих сфер жизнедеятельности, в том числе и сферы высшего юридического образования. Актуализация данной задачи связана с востребованностью высококвалифицированных юристов как на внутреннем рынке, так и во внешнеэкономической сфере. Поэтому со стороны государств и правительств вопросам совершенствования высшего юридического образования уделяется большое внимание. Причем интерес представляют различные подходы, используемые в разных странах. Рассмотрим возможные варианты государственно правового регулирования по совершенствованию высшего юридического образования в России и Китае.

Следует заметить, что в обоих государствах эти процессы протекают практически параллельно. Так, например в современной России впервые о необходимости повышения качества юридического образования было заявлено в 2009 году Президентом России Д.А. Медведевым. Это произошло на его встрече с членами президиума Ассоциации юристов России. Тогда Дмитрий Анатольевич указала, что несмотря на свою популярность и высокую степень развития, в юридическом образовании в России существует широкий круг недостатков, которые влекут за собой проблемы, связанные с трудоустройством выпускников вузов. Также Д.А. Медведев выразил опасение, что в случае трудоустройства выпускников с низким уровнем подготовки "когда такой не до конца грамотный юрист помогает компании, юридическому лицу, это может создать проблемы самому предприятию, но если такой выпускник оказывается в кресле следователя, адвоката или, что еще страшнее, судьи, это может иметь серьезный негативный эффект для всей нашей страны«[1].

Именно тогда Д. Медведев предложил членам Ассоциации «обсудить вопрос о повышении качества юридического образования в стране и, может быть, выйти на какие-то решения, в том числе нормативные».

Следствием выполнения задачи, поставленной Президентом выступил Указ Президента «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России» от 26 мая 2009 года, который предусматривает повышение качества программ высшего профессионального образования, усиление контроля за деятельностью высших образовательных учреждений, готовящих юридические кадры[2].

С тех пор в России стала осуществляться глубокая модернизация в сфере высшего юридического образования.

Что касается Китая, то в нашей стране целенаправленное внимание к юридическому образованию со стороны высших органов государственной власти наблюдается с 2011 года. Именно в этом году Министерство образования Китая разработало «Программу подготовки выдающихся юристов», одним из ключевых моментов которой выступает инновационный механизм программ подготовки совместными силами вузов с деловыми организациями. Еще одна важная задача заключается в выработке механизма отечественно-зарубежной совместной программы подготовки[3].

Указанная программа послужила руководством к действию для китайских ученых в области обучения праву, и они приступили к проведению полномасштабных исследований с целью разработки практических моделей подготовки юристов, обладающих различными компетенциями.

Роль и значение юридических знаний при межгосударственном сотрудничестве постоянно возрастает одновременно с повышением значимости правовых средств в обеспечении гарантий прав личности при разрешении гражданских, хозяйственных, административных и иных споров. Широкое взаимодействие России и Китая в социально-экономической сфере в последние десятилетия требуют постоянного совершенствования качества обучения студентов-юристов. Каким же должен быть современный юрист? Как показало проведенное нами исследование, в целом наблюдается единство взглядов русских и китайских ученых на то, какие знания, умения и навыки могут характеризовать современного специалиста — юриста. К ним можно отнести такие, как: обладание навыками и умениями по сочетанию профессиональных знаний и новых технологий; владение не только современными информационными технологиями, но и знаниями о возможности использования глобальных источников знаний; развитое умение учиться, включающее в себе не только мотивацию к обучению в течение всей жизни, но обладание знаниями и навыками по самостоятельному получению знаний и повышению своей квалификации; владение методологией, аналитическими навыками и другими инструментами по использованию различных методов в научных исследованиях; обладание коммуникативными способностями, умением работать в команде, адаптироваться к переменам, налаживать социальную сплоченность; умение быть ответственным гражданином, обладать необходимыми гражданскими и социальными компетенциями [4, с. 28].

Выше приведенный перечень знаний, умений и компетенций был сформирован на ранней стадии трансформации системы образования в России при ее переходе на модель, соответствующую Болонской конвенции. В настоящий момент его нельзя считать исчерпывающим и, по-нашему мнению, данный перечень может и должен расширяться по мере накопления опыта, связанного с реализацией ключевых задач в области совершенствования юридического образования. Также данный перечень должен находить отражение в нормативных источниках, регулирующих вопросы получения юридического образования.