Статья посвящена вопросу административной ответственности за нарушения избирательного законодательства.

Ключевые слова: избирательное законодательство, административная ответственность, нарушения избирательного законодательства,

На сегодняшний день значение выборов в современном демократическом государстве неоспоримо велико. Однако стоит обратить внимание на то, что качественное проведение выборов невозможно осуществить без действенного механизма разрешения избирательных споров, привлечения к юридической ответственности лиц, совершивших нарушение законодательства о выборах, прав участников избирательного процесса. Существенным фактором преобразования и улучшения законодательства, устойчивого развития общественного строя государства и правопорядка, заинтересованности граждан в процесс управления государством, формирования гражданского общества является обеспечение судами избирательных прав граждан.

Избирательные правоотношения определяются обширным кругом субъектов, разделенных на определенные группы: наиболее многочисленная группа представлена непосредственными и наиболее существенными субъектами являются лица, обладающие избирательными правами, то есть избиратели или граждане, наделенные активными избирательными правами. Одну из групп, включают граждан, реализующих пассивные избирательные права — это кандидаты на выборные должности, избирательные объединения, их уполномоченные представители, инициативные группы граждан по выставлению кандидата на выборную должность, представители кандидатов, их доверенные лица, наблюдатели на выборах. Особенную группу субъектов избирательного права формируют лица и органы, обеспечивающие исполнение избирательных прав граждан, к ним относятся избирательные комиссии, члены избирательных комиссий, обладающие правом решающего голоса, главы муниципальных образований [3].

Юридическая ответственность в широком смысле представляет собой завязавшееся из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать надлежащие лишения за произведенное правонарушение, за нарушение требований, которые заключаются в нормативно-правовых актах. Другими словами юридическая ответственность — это обязанность лица, нарушившего правовые нормы, претерпевать, определенные государством неблагоприятные результаты его поведения.

Существенные виды юридической ответственности за нарушение федерального законодательства Российской Федерации о выборах представляют собой конституционную, административную и уголовную ответственность. Административная ответственность устанавливается в случаях нарушения или несоблюдения общеобязательных правил, распространяющихся на всех физических и юридических лиц.

Административная ответственность за нарушения избирательного законодательства Российской Федерации, как вид юридической ответственности обладает некоторыми признаками, а именно:

— представлена нормами Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации;

— используется в судебной практике;

— к видам наказаниям относятся административный штраф и конфискация;

— субъектами ответственности выступают граждане, юридические, физические лица, должностные лица, специальные субъекты, под которыми подразумеваются: кандидаты, лица, избранные депутатами, выборными должностными лицами, избирательные объединения, члены избирательной комиссии, Председатель Центральной избирательной комиссии [4].

На сегодняшний день в Кодексе об Административных правонарушениях Российской Федерации заключаются 34 статьи, включающие 46 составов административных правонарушений, прямо относящихся к выборам и референдумам [1]. Необходимо отметить, что административная ответственность за отдельные правонарушения, объединенные с выборами, референдумом, приходит в случае, если в поступках правонарушителя не заключаются признаки уголовно наказуемого деяния. К таким правонарушениям относятся:

— подкуп избирателей или участников выборов, референдума;

— подделка подписей избирателей, участников референдума, скапливаемых в поддержку выставления кандидата, избирательного объединения, инициативы осуществления референдума;

— заверение заведомо подделанных подписей лицом, выполняющим сбор подписей, другим уполномоченным лицом;

— осуществление кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, прочей группой референдума, другими лицами при финансировании избирательной кампании, кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума или поступивших в определенный фонд с нарушением определенным законодательством порядка, иных финансовых злодеяний при оказании поддержки избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, группам референдума, в том числе включение пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц [2].

Материалы по таким правонарушениям нужно отправить прокурору для осуществления проверки на предмет присутствия либо отсутствия в поступках правонарушителей признаков преступления.

Необходимо обратить внимание, что в определенном смысле административная ответственность может определяться как исполнение всех административно-принудительных средств. Такое определение отображает характеристику административной ответственности в ее специальном осмыслении как независимого вида юридической ответственности.

К основным чертами административной ответственности за нарушение избирательного законодательства, определенных правил и процедур избирательного процесса относятся:

— административная ответственность предусматривает двойную противоправность, что полагает нарушение двойного запрета — регулятивно-избирательного и охранительно-административного;

— административная ответственность за нарушение норм избирательного законодательства устанавливается за виновное противоправное деяние;

— определение административной ответственности за нарушение избирательного законодательства на федеральном и региональном уровне;

— субъектами административной ответственности за нарушения избирательных правоотношений определяются как физические лица, так и юридические лица;

— правонарушение, покушающееся на законодательство о выборах и референдуме;

— административная ответственность за нарушение избирательных прав не такая жесткая, не влекущая судимости, тяжких правовых последствий, чем уголовная ответственность [5].

В общем, определяется вероятным дать терминологию административного правонарушения в сфере избирательных прав, то есть это общественно вредное, противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, участника избирательного процесса, нарушающее определенные избирательным законодательством требования и процессы, посягающее на конституционно определенный правопорядок, базы народовластия, право гражданина избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, за которое законом определена административная ответственность.

Административная ответственность почти осуществляется главным образом специально уполномоченными на то должностными лицами, представляющими собой представителей определенных исполнительных органов, наделенных контрольно-надзорными полномочиями.

Стоит отметить, на практике многие нормы Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации по делам, появляющимся из избирательных правоотношений, нерезультативны, потому как их использование полагает составление протоколов об административном правонарушении. Члены избирательных комиссий и должностные лица органов внутренних дел далеко не всегда могут составить такой протокол. Причины этого в не высокой квалификации, загруженности осуществлением иных обязанностей, нежелании ввязываться в политический процесс, потому как констатация в протоколе факта правонарушения доказывает определенную позицию. Появляющиеся в день голосования по вопросам о неправомерном включении избирателя в список или об исключении из него свидетельствуют о существенном недостатке системы составления перечня избирателей. По сути, избирателям дается право проверить точность составления списка избирателей. Участковым избирательным комиссиям дается добавочное время для осуществления работы со списком для того, чтобы исключить ошибки либо неточности, неправомерное изъятие или невключение избирателя в перечень избирателей.

Также стоит отметить, что большинство правонарушений избирательного законодательства производится средствами массовой информации в период проведения предвыборной агитации. На ряду, с этим, необходимо отличать предвыборную агитацию от информационного снабжения выборов. Обращения голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него, производимые при исполнении представителями обществ, реализовывающих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности распознаются предвыборной агитацией в том случае, если такие действия произведены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него. Вопрос о разграничении законодательства о предвыборной агитации и рекламе представляется особо острым, так как и реклама, предвыборная агитация представляет собой специфические по устремленности виды информации, обладающие в качестве первоначальной цели притягивание внимания к установленным идеям и лицам, а последней — выражение выбора потребителей информации, субъекту, дающему ее. Способы, употребляемые в агитации и рекламе, зачастую совмещаются, и не случайно нередко один институт подменяет другой.

Отграничение административного правонарушения от состава преступления в виде подкупа избирателей либо участников референдума имеет оценочный характер. Потому как некоторые факты подкупа единичных избирателей, участников референдума не могут воздействовать на результаты голосования в целом, они могут расцениваться как административное правонарушение, а в случае подкупа большого круга избирателей, участников референдума устанавливается уголовная ответственность. Финансовые правонарушения делаются достаточно распространенными в ходе избирательных кампаний. Из-за этого, становится малопонятна позиция судов, пресекающих производство по делам о финансовых правонарушениях согласно Кодексу об Административных правонарушениях Российской Федерации на основании не существенности произведенного административного правонарушения [3].

Нерешенной также является проблема внесения пожертвований в избирательные фонды кандидатов подставными лицами. Уголовным кодексом и Кодексом об Административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за внесение пожертвований в избирательный фонд через подставных лиц. При этом ответственность обязано нести не само подставное лицо, а лица, воздействующие через него. Тем не менее, из-за отсутствия доказательной базы такие лица отходят от ответственности. Нарушения в представленной сфере предвыборной деятельности кандидатов и избирательных объединений, по признанию многих специалистов, причисляют к самым распространенным и одновременно труднофиксируемыми.

Таким образом, следование законности в избирательном процессе самым естественным образом объединено с обеспечением демократии и формированием правового государства. Несоблюдение требований и ограничений повлечет административную ответственность. На сегодняшний день, проблемы обеспечения защиты избирательных прав граждан представляются крайне актуальными. Нарушения избирательного законодательства покушаются на общественные взаимоотношения в области осуществления естественной демократии. Нужно отметить, что вопросы нарушения избирательных прав граждан стабильно находится в середине внимания прессы, обширно обсуждается во всех средствах массовой информации, пробуждая значительный общественный резонанс. Результативный прокурорский надзор разрешит предупредить противоправные деяния в избирательной отрасли, что приведет к защищенности граждан, обладающими конституционными политическими и избирательными правами.

Список используемой литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]: официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/. — Загл. с экрана.
  2. Шапиев С. М. Юридическая ответственность и правовые санкции за нарушение избирательного законодательства: практическое занятие тема № 10 типовой учебной программы «Правовые основы избирательного процесса и организация работы участковой избирательной комиссии» / С. М. Шапиев. — М.: Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России, 2012. — 40 с.
  3. Аладьин А. Н. Проблемы применения административной ответственности за нарушение избирательного законодательства // Вопросы управления. — 2012. — С. 205 — 209.
  4. Аничкин И. М. К вопросу об административно-правовой ответственности за нарушение избирательных прав // Вопросы экономики права. — 2013. —  5. — С. 25 — 28.
  5. Конджакулян К. М., Зограбян Г. М. Особенности административной ответственности за нарушение избирательных прав // Административное право и процесс. — 2014. —  8. — С. 62 — 64.