«Общество потребления» — это совокупность общественных отношений, основанных на индивидуальном потреблении и его пропаганде. При этом происходит формирование новых норм и системы ценностей. Оно представляет собой порождение постиндустриального общества.

Впервые термин «общество потребления» был введён в 20-х годах ХХ века немецким социологом, философом и психоаналитиком Эрихом Фроммом, который делает заключение, что данное общество возникает вследствие развития капитализма, способствующего интенсивным социальным изменениям [1, с.230-233].

Широкое же распространение этот термин получил широкое распространение после публикаций работ Дэниела Белла. Самая знаменитая его книга — «Грядущее постиндустриальное общество», вышедшая в 1973 году [2].

Д.Белл определяет постиндустриальное общество как общество, в экономике которого приоритет перешел от производства товаров к производству услуг, а так же проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни. В этом обществе класс технических специалистов стал основной профессиональной группой. Постиндустриальное общество предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве специалистов, консультантов, экспертов или технократов.

Американский социолог и футуролог Э. Тоффлер отмечал в своей работе «Третья волна», что уже с середины 50-х годов ХХ века происходит изменение промышленного производства, характеризующееся ростом количественного многообразия товаров: от техники до различного рода услуг. Происходит большее дробление и специализации труда, а также форм управления. Именно эта дробность показателей обусловливает становление информатизации как способа систематизации материала.

Разнообразие, которое рассматривает Э. Тоффлер, расшатывает традиционные структуры, характерные для индустриального общества. Капитализм сформировал, прежде всего, массовое производство, распределение, массовые культурные стандарты, что породило единообразие, которое ценилось во всех индустриальных странах из-за дешевизны растиражированной продукции, способности обеспечить, более или менее, экономическое и культурное равенство.

Однако с распространением данной тенденции, у неё появилось много противников. Многие авторы, по словам Э. Тоффлера, ставили в минус «массовизации» то, что она лишает людей возможности развития собственной индивидуальности, формирует рутинность во всех сферах общественной жизни, и, прежде всего, в образе жизни современного человека. Миллионные потоки людей в течение каждого дня выполняют одни и те же действия в одно и то же время. Происходит стандартизация человека.

Э. Тоффлер полагает, что «тенденция к унификации породила контртенденцию» [3, с.15], выраженную в нарастающем спросе на новые технологии. «Информационный взрыв», в данном случае, рассматривается как «порождение отживших структур». Американский исследователь не отвечает на вопросы о разрушении прежних социальных структур и источнике технологических сдвигов в духе технологического детерминизма, но подчёркивает огромную роль техники в истории развития человечества.

В свою очередь, будущее общество, в представлении Тоффлера, представляет собой возврат к доиндустриальной цивилизации, но только на новой технологической базе. Если рассматривать историю как непрерывное волновое движение, то, анализируя особенности сегодняшнего мира, «экономическим костяком» будущего общества станут электроника, ЭВМ, космическое производство, биоиндустрия, использование возможностей океана. Всё это и составит «Третью волну», завершающую первые две революции (аграрную и промышленную).

Так как в процессе эволюции общества на данном этапе наиболее ценным товаром оказывается информация, то спрос на продукты технического прогресса увеличивается, что приводит к внедрению технических новинок не только в производство, но и в обыденную жизнь человека, его быт, что не может не отражаться на изменении структуры сознания самого человека.

Таким образом, именно постиндустриальное общество представляет собой «третью волну» в истории развития человечества, при которой происходит формирование собственной идеологии, которая вынуждена дать объяснение собственному существованию. При этом происходит явная информатизация, автоматизация и внедрение элементов массовости во все сферы человеческой жизни (начиная от предметов потребления и заканчивая нормами поведения).

Литература:

  1. Фромм Э. Человек одинок// Пер. с англ. Р.Облонской «Иностранная литература», 1966, № 1. — С.230-233.
  2. Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Перевод с английского. Изд. 2-ое, испр. и доп. — М.: Academia, 2004. — 788 с.
  3. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издатетьство ACT», 2004. — с. 261.