Аннотация: В статье рассматривается феномен культуры вождения на примере города Перми и раскрывается один из способов воздействия на автомобилистов. Кроме того проводится сегментирование и выявление целевой группы готовой работать над своей культурой на дороге.

Ключевые слова: сегментирование, культура вождения, мотивы.

Автомобиль считается одним из самых опасных видов транспорта, чаще всего именно на них люди разбиваются, погибают или получают серьезные травмы, связанные со здоровьем. И все же автотранспорт составляет неотъемлемую часть жизни человека. Представить современный мир без машин просто невозможно. Автомобиль изменяет жизнь человека, делает ее одновременно удобнее и опаснее. На дороге человек совершенно в ином мире, со своими формальными и неформальными правилами и нормами, знаками и символами, групповыми и индивидуальными поведенческими установками и даже своим лексиконом. Такой уклад организует особую культуру — культуру вождения. Как отмечает Агре Н.В. «В основе всех инцидентов дорожного движения лежит культура его участников». Взаимодействие с другими людьми опосредуется транспортом, запутанными правилами и личными мотивами, как водителя, так и пешехода. [1]

Сложная система культуры вождения не имеет однозначного определения и трактуется широко от этических правил поведения водителя до взаимоотношения участников дорожного движения.

По мнению российских водителей, за последние 5 лет культура вождения остается стабильной и не изменяется, так считают 40% опрошенных. Однако 35% водителей отмечают упадок культуры вождения, и лишь 24% уверены в его улучшении. Об опасном вождении говорили 42% респондентов. Такие результаты опубликовал Институт общественного мнения в мае 2016 года. [2]

Отмеченное респондентами понижение культуры вождения, является субъективной оценкой водителей и не может быть зафиксировано, без использования специально разработанной шкалы. также важно учитывать специфику региона, который также может влиять на культуру вождения. Морально-психологический климат на дороге и внешние факторы, начиная от качества дорожного покрытия до климатических условий, влияет на ситуацию и может спровоцировать определенное поведение водителя, конфликтную или аварийную ситуацию на дороге.

В городе Перми 2017 году нами было проведено пилотажное исследование с целью, выяснить, готовы ли автовладельцы пользоваться ресурсом, предназначенным для повышения культуры вождения. Важным было также сегментировать респондентов, выразивших свое согласие по демографическим характеристикам, для проведения дальнейших исследований. Респондентам было предложено скачать приложение, позволяющее материально поощрять и наказывать водителей с помощью системы бонусов, которые можно потратить в обслуживающих машину организациях, таких как автозаправочная станция. Желание пользоваться данным ресурсом показывает насколько водитель готов менять свое поведение, сделать его более подходящим для комфортного взаимодействия. Иными словами изучалось стимулирование водителей к соблюдению формальных и неформальных правил дорожного движения. Всего было опрошено 30 респондентов от 18 до 45 лет.

По результатам исследования, 40% респондентов выразили готовность скачать и использовать приложение. Из них 33,3% составляет возрастная группа 18-21 год. Молодежь, как группа, наиболее активно использующая мобильные приложения, составляет основную аудиторию дальнейших исследований. Менее опытные водители, со стажем менее 5 лет, в большей мере заинтересованы в повышении культуры вождения. Так ответили 43,3% респондентов в этой категории. Очевидно, что новичкам на дороге приходится сложнее, так как они еще не полностью овладели совокупностью формальных и особенно неформальных дорожных правил и норм. Для них безопасное вождение, со стороны других участников дорожного движения, находится в приоритете. 10% водителей, которые ездят каждый день, согласны использовать приложение. Водители, использующие автотранспорт реже, чем каждый день, не заинтересованы в повышении культуры вождения.

Кроме того был проведен анализ оценки умений других водителей. Большинство респондентов, считающих, что они водят автомобиль на высоком уровне («Могу ездить с закрытыми глазами») отзываются о других водителях резко негативно — 33,3%. Респонденты, относящие себя умелым и опытным водителям, считают, что другие недостаточно хорошо водят — 20%.

Если смотреть на данные результаты в сравнении с ответами респондентов, которые относят себя к обычным водителям, то мы можем увидеть, что большинство из них хорошо отзываются о других водителях города Перми — 66,7%. Основной аудиторией будущих пользователей приложения составила группа населения ежедневно использующих мобильные приложения 61,3%.

Интересно распределились ответы респондентов на вопрос, о том, за что стоит награждать других водителей в приложении. Соблюдение ПДД — 48,3%, помощь водителям, попавшим в беду — 72,4% и предупреждение об аварии, пробке — 58,8%, наиболее частотные варианты ответа респондентов. Следовательно, данное поведение на дороге является социально одобряемым и вписывается в рамки культуры вождения для жителей города Перми. Интересно заметить, что материальное благосостояние не влияет на желания водителя менять свою культуру вождения. Наиболее желаемыми местами скидок оказались: «Заправка» −51,6% и «Автомойка» — 16,1%. Данные названия наглядно демонстрируют особый неформальный язык автомобилистов.

Таким образом, наиболее заинтересованы в повышении культуры вождения жители Перми в возрасте 18-21 год со стажем вождения менее пяти лет ежедневно использующие мобильные приложения и автотранспорт. Такой портрет пользователя мобильного приложения в качестве способа повышения культуры вождения был получен нами в ходе исследования. С описанной выше группой населения возможно работать в дальнейшем для улучшения ситуации на дороге и исследовании и повышении культуры вождения в городе Пермь.

Список литературы:

  1. Арге Н. В. Безопасность участников дорожного движения в контексте культуры // Вестник экономики, права и социологии. — 2015. —  1. — с.159 — 162.
  2. «Анкетолог. Институт общественного мнения» [Электронный ресурс] // Дата релиза 31.05.2016. URL: https://iom.anketolog.ru/2016/05/31/kul-tura-vozhdeniya-v-rossii (дата обращения: 11.08.2017)
  3. Абдульзянов А. Р. Индивид в системе дорожного движения: опыт социологического анализа // Теория и практика общественного развития. — 2016. —  2. — с.21—23.