Неопровержим факт, что практически любой человек на своем жизненном пути (или хотя бы в молодости) хотел создать нечто новое, необыкновенное, что перевернуло бы целый мир. Естественно, достичь желаемого, преодолеть понятие «типичный» и перешагнуть собственные комплексы удается только тому творческому меньшинству, которое обладает креативным мышлением. Но что же оно из себя представляет?

Креативностью называется целенаправленная творческая деятельность, в ходе выполнения которой задействуются нестандартные и инновационные ресурсы и создается нечто принципиально новое. Есть много теорий развития творческого мышления. Тот же самый «мозговой штурм», который у всех на слуху, является методом коллективного взаимодействия, помогающим сгенерировать оригинальные идеи и развить способность мыслить нестандартно. Основатель данного метода, Алекс Осборн, считал его более эффективным по сравнению с индивидуальными методиками.

Если мы говорим о психологии креативности как таковой, то необходимо выявить, какие именно аспекты затрагивает данная область. В рамках исследования когнитивных сторон креативности изучаются возникновение идеи, влияние знаний и внешних раздражителей, откуда берется инсайт (в психологии и философии — это не зависящее от накопленного опыта непосредственное понимание чего-либо).

Психологи также выделяют алгоритмические и неалгоритмические методы усовершенствования креативности человека. Алгоритмические методы, например, представляют собой жесткую последовательность шагов, соблюдение которых в дальнейшем приводит к разрешению проблемы.

Но далеко не все заканчивается на уже упомянутых методиках. Следует выделить ТРИЗ (теорию решения изобретательных задач), основанную советским инженером и писателем-фантастом Генрихом Альтшулером для решения поставленных задач, прежде всего в технической сфере; метод Дельфи, позволяющий с помощью опросников, мозговых штурмов и тестов добиваться согласия при конфликте участвующих сторон; методика синектики, разработанная Уильямом Гордоном, девиз которой: «сделать известное странным, а странное — известным» и многое другое...

Для оценки смекалки и задатков остроумия человека психологи предлагают разнообразные тесты дивергентного мышления, например, попробуйте за пару минут описать как можно больше характеристик и методов использования шара для боулинга. Справились? Чем разнообразнее будут ваши ответы, тем выше ваши амбиции. По мнению психологов, критериями оценивая могут служить несколько основных черт, а именно:
Скорость — способность за краткий промежуток времени выдавать наибольшее количество оригинальных и замысловатых идей.
Гибкость. Как много креативных и нетривиальных идей смог выдать ваш мозг?
Оригинальность — умение реализовывать самые необычные и уникальные задачи.
Замысловатость — способность усложнить первоначальный вариант изделия.

Как хорошо вы справились с тестом? А могли бы честно ответить, насколько ваши результаты остроумные и нестандартные?

Стимуляция латерального и дивергентного мышления применяются в бизнесе, сферах рекламы и маркетинга. Как никому другому, людям, работающим в подобных областях, необходимо развивать в себе нешаблонность, умение задействовать в выбранном роде деятельности максимальное количество подходов и ресурсов для решения задач. Однако для разрешения бытовых проблем креативностью часто пренебрегают, что очень печально. Простая тренировка в виде поиска необычного в хорошо известном позволяет в стандартном положении вещей увидеть нечто нестандартное. Попробуйте поискать что-то доныне неизведанное, когда идете домой по хорошо известной дороге. Что это будет? Облака причудливой формы и очертаний? Необычное дерево? Или просто интересный человек, живущий неподалеку?

Существуют личности, которые переступили понятие «типичный» и раздвинули рамки неуверенности. Такие представители создали нечто действительно достойное, их имена не забыты, и мы сих пор следуем их догматам. Если вас вдохновляли и изумляли необыкновенные идеи, не давали покоя мысли о гениальности тех или иных произведений, то это уже повод задуматься: «А что мешает именно мне стать следующим гением?»