Аннотация

В данной статье речь идет об особенностях управленческой деятельности руководителя образовательной организации в современных условиях. Автор приходит к выводу о том, что в качестве особенностей управленческой деятельности руководителя современной образовательной организации выступает необходимость следования таким управленческим функциям, как: административно-организационные, стратегические, экспертно-консультативные, коммуникативные и воспитательные.

Ключевые слова: управленческая деятельность, современная образовательная организации, функции управления, управленческие компетенции, руководитель образовательной организации.

Актуальность исследования по данной теме обусловлена тем, что сегодня перечень требований к руководителю образовательной организации многократно расширился, а уровень личной и профессиональной ответственности возрос. Ошибки в работе, вызванные незнанием новых требований, могут привести не только к административным взысканиям, но даже и к уголовной ответственности.

В первую очередь необходимо отметить тот факт, что в современной образовательной организации очень большим значением обладает следование положениям законодательства в сфере образования. Руководитель образовательной организации должен крайне внимательно отслеживать все изменения в нормативной сфере, касающиеся образования. Помимо этого необходимо также обратить внимание на то, что в настоящий период времени имеет место постоянное расширение перечня задач и зон профессиональной ответственности руководителя образовательной организации. В рамках данных условий проблема личностно-профессионального развития и должностного соответствия руководителя образовательной организации занимаемой им должности приобретает особую остроту, так как именно от этого зависит успешность и востребованность образовательной организации [1].

Под управлением образовательной организацией принято понимать такую деятельность, которая направлена на следующие составляющие: выработка решений, организация, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с той целью, которая была задана, а также анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [2].

Система управления современной образовательной организацией представляет собой сложный и многоаспектный процесс, который основан на принципах научного управления и ориентирован на современные потребности в сфере образования.

Особенность системы управления современной образовательной организацией определяется изменениями, происходящими в системе образования Российской Федерации, в частности — внедрением ФГОС. То, насколько эффективным будет управление образовательной организацией, находится в прямой зависимости от того, насколько эффективно функционируют все уровни системы ее управления в рамках процесса их взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения. В качестве ключевой фигуры в рамках процесса управления образовательной организацией выступает ее руководитель, тем не менее, имеет место изменение его функций, что ведет к изменению его роли в управлении образовательной организацией.

Необходимо отметить, что современный руководитель образовательной организации не может обойтись без знаний в таких областях, как юриспруденция, экономика, бухгалтерский и кадровый учет, менеджмент организации, теория управления персоналом, делопроизводство, а также социальная и общая психология и педагогика. Что касается личностных компетенций современного руководителя образовательной организации, то среди них можно перечислить такие, как: высокий уровень организованности, безусловные лидерские качества, умение жить в информационном пространстве, а также стремление к личностному и профессиональному развитию [3].

Анализируя специфику управленческой деятельности руководителя образовательной организации в современных условиях, необходимо обратить особое внимание на ряд аспектов, среди которых можно перечислить следующие: правовой статус руководителя образовательной организации; его основные должностные обязанности и полномочия; профессиональные компетенции руководителя общеобразовательной организации; стиль руководства и его влияние на общий психологический климат в коллективе образовательной организации; а также взаимодействие с другими уровнями и структурами управления образовательной организацией [4].

Все вышеперечисленное дает возможность сделать вывод о том, что именно руководителем образовательной организации осуществляются все управленческие функции.

Если говорить о современной системе управления образовательной организацией, то необходимо отметить, что ее руководитель должен постоянно развиваться, а также способствовать оптимизации реализации основных функций образовательной организации посредством эффективного использования человеческих ресурсов. Для этого недостаточно подбора квалифицированных и компетентных кадров, поскольку также требуется создание психологически комфортной среды для того, чтобы была возможность установления профессиональных взаимосвязей между членами коллектива образовательной организации, а также проведения систематической работы, направленной на поддержание и расширение таких взаимосвязей. Умение устанавливать такого рода связи представляет собой одну из ключевых компетенций руководителя современной образовательной организации [5].

Необходимо также отметить, что выстраивание современной управленческой деятельности в образовательной организации должно основываться на принципах гуманизации, демократизации и диверсификации.

Как уже было сказано выше, деятельность современного руководителя образовательной организации предполагает также и мотивирование работников образовательной организации в силу того, что современные педагоги, причем особенно это справедливо для молодых педагогов, являются достаточно амбициозными и в большинстве случаев не готовы к «профессиональным подвигам» в том случае, если их деятельность недостаточно оплачивается. Если же работа руководителя образовательной организации грамотно спроектирована, то имеет место создание внутренней мотивации, которая строится на ощущении личного вклада и значимости деятельности каждого педагогического работника для текущей деятельности и дальнейшего развития педагогической организации.

Представляется целесообразным кратко охарактеризовать те управленческие функции, которые должен возложить на себя руководитель современной образовательной организации. Среди таких функций необходимо перечислить следующие:

1. Административно-организационные. Руководитель образовательной организации должен уметь объединять индивидуальные действия членов коллектива в единую общую силу, распределять обязанности между сотрудниками, контролировать процесс выполнения заданий, оценивать результат и, конечно же, нести ответственность за деятельность сотрудников.

2. Стратегические функции, которые должны быть связанны с постановкой целей, а также выбором методов их достижения. К стратегическим функциям руководителя современной образовательной организации можно отнести прогнозирование деятельности образовательной организации, разработку стратегии ее развития, предвидение конечного результата, а также оперативную переработку больших объемов информации, поступающей от подчиненных.

3. Экспертно-консультативные. Руководитель образовательной организации должен являться тем компетентным лицом, к которому все обращаются как к источнику достоверной информации и наиболее квалифицированному специалисту. Высокая профессиональная квалификация — одна из основных составляющих авторитета руководителя образовательной организации, дабы любые спорные вопросы решались на месте, то есть локализовано.

4. Коммуникативные. Руководитель образовательной организации по своей сути является основным источником важной информации, имеющей значение для успешного функционирования коллектива образовательной организации. Эта информация передается в процессе общения с работниками. Умение общаться с людьми, доступность общения — важные качества руководителя образовательной организации. Хороший руководитель должен быть открыт для общения и выступать как лидер коллектива.

5. Воспитательные. Принимая важные решения и направляя коллектив на достижение поставленных целей, руководитель образовательной организации в то же время должен обеспечивать воспитательный эффект в формировании личности своих подчиненных. Функция воспитания включает в себя дисциплинарные методы поощрения и наказания, если сотрудники нарушают регламент работы или нравственные принципы жизни коллектива.

Тем не менее, даже при условии, что руководитель образовательной организации обладает всеми теми компетенциями, которые были перечислены выше, ему в первую очередь необходимо направить свои усилия на разработку системы управления своими кадрами с целью достижения наибольшей эффективности деятельности образовательной организации.

Все вышесказанное дает возможность прийти к выводу о том, что управленческой деятельностью руководителя образовательной организации охватывается не только все направления организационно-функционального развития современной образовательной организации, среди которых можно перечислить такие, как: образовательное, воспитательное, правовое, финансовое, административно-хозяйственное, направление обеспечения комплексной безопасности и т.д., но также и обеспечение регулирования вышеперечисленных направлений с точки зрения таких процессов, как целеполагание, планирование, организация, мотивация и контроль.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что именно руководителем образовательной организации в современных условиях определяется стратегия, цели и задачи развития организации, а также принимаются решения, касающиеся программного планирования работы образовательной организации и ее возможного участия в различных программах и проектах. Кроме этого, руководителю образовательной организации в современных условиях приходится также заниматься созданием микроклимата в коллективе, формированием системы мотивирования сотрудников и решения значительного количества иных задач, которые способствуют развитию образовательной организации, формированию ее имиджа и конкурентоспособности в рамках современного образовательного пространства.

Список использованной литературы:

  1. Губанихина Е.В., Чижова С.М. Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией // Молодой ученый. — 2016. —  20. — С. 288-291.
  2. Зуева Н.А. Роль руководителя в развитии образовательной организации в современных условиях // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. — 2016. —  2 (6). — С. 27-29.
  3. Корчинская Т.И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленческих функций // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. —  6. — Новосибирск: СибАК, 2011. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://sibac.info/conf/econom/vi/35070. Дата обращения: 15.03.2018.
  4. Смирнова А.А. Менеджмент качества управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2011. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/menedzhment-kachestva-upravlencheskoy-deyatelnosti-rukovoditelya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya. Дата обращения: 15.03.2018.
  5. Султанова Т.А., Ткачева Е.В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией // Молодой ученый. — 2014. —  19. — С. 613-616.