Школьная библиотека сегодня — это информационный ресурс, а не «вспомогательная» структура школы. Зонирование коммуникативно-информационного библиотечно-издательского медиа центра позволяет реализовать современные образовательные стандарты, которые предполагают формирование метапредметных компетенций обучающихся.

Начнем с общекультурной компетенции. Мы приняли на себя функции социо-культурного центра, организующего досуг обучающихся. Большое внимание уделяется овладению эффективными способами организации свободного времени. Выполняя культурные и досуговые функции, Библиотека поддерживает ученика в освоении общекультурной компетентности, формирует его научную картину мира. Например, традиционные праздники, игры «Славянская письменность», «Праздник книги», «Библиотекарь — звучит гордо».

Компетенция личностного самосовершенствования определяется тем, что наши обучающиеся овладевают умениями и навыками саморазвития и самоопределения, построением индивидуальной образовательной траектории. Для этого нами разработан Календарь самосовершенствования, в котором обучающиеся ставят цели и строят успешные жизненные планы.

Коммуникативные компетенции развиваются на Дискуссионной площадке Библиотеки «Преодолей себя». Работа на этой площадке развивает навыки работы в группе, обеспечивает овладение различными социальными ролями в коллективе. Чудо-шкаф «Книговорот» позволяет обучающимся развивать навыки взаимодействия с удаленными людьми.

Информационные компетенции. Возможность овладеть современными средствами информации и информационными технологиями обучающиеся получают при работе в информационной зоне. На уровне дошкольного образования, дети в целях релаксации прослушивают аудиопроизведения. Работа клуба дистанционного клуба «Информина» в рамках внеурочной деятельности позволяет повышать информационную культуру школьников. Организовать обучение без границ и расширить спектр источников информации позволяет использование ЭФУ издательства «Просвещение» в образовательном процессе 5 и 6-х классов.

Социально-трудовые компетенции обучающихся развивают Библиотечные профессионально-деятельностные игры: «Библиотекарь — звучит гордо!», выставки «Кто ты, газовик?», «Профессиональные династии» и др. Они несут глубокую профориентационную направленность. Старшеклассники учатся анализировать ситуацию на рынке труда, овладевать этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Учебно-познавательная компетентность. Библиотека проводит по субботам День семейного чтения, где обучающиеся и родители читают по ролям, участвуют в литературных миниатюрах, задают различные вопросы. Мы рассматриваем семейное чтение как совместную по формированию читательской грамотности [1, стр.76]. По выражению В.А. Сухомлинского это книги составляют «книжное ядро», «золотую библиотеку детства». Мы считаем, что важен уровень понимания и восприятия текста ребенком, а он зависит от осознания родителями важности проведения подготовительного этапа к чтению и умению правильно организовать сам процесс чтения. Кроме того, семейное чтение является способом развития навыков общения. Л.Н. Толстой говорил, что «если ребёнку не дали рассказать, то тем самым убили у него интерес к познанию, задержали его психическое развитие, ограничили его понимание» [2, стр.56]. Положительным в нашем опыте является организация послечтения, которое основано на анализе творческих работ детей [3, стр.25].

Внедрение новых форм работы в практику работы библиотеки, выход в глобальную сеть Интернет значительно повышает роль библиотеки в формировании ключевых компетенций учащихся.

Список литературы

  1. Чтение как увлечение / сост. О.Л. Кабачек. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. — 176 с.
  2. Л. Н. Толстой : сборник статей : пособие для учителей / под общ. ред. Д. Д. Благого . — Москва : Учпедгиз, 1955 . — 472 с.
  3. Читающая Россия: роль библиотек в создании культа книги и чтения: выступления участников научно-практической конференции 27-29 сентября 2005 г. — Нижний Новгород, 2005. — 115 с.