Аннотация. Изменения, произошедшие в политическом и экономическом укладе нашей страны, потребовали серьезного анализа и реформ в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.

Анализ современной литературы, а также проведенный опрос среди учителей физической культуры и учащихся старших классов г. Читы показывают, что региональный компонент относится к наименее разработанной области.

Summary. Changes that took place in the politics and economics of our country made necessary to analyze and to make reforms in the system of physical education in high schools.

Analysis of modern literature and a survey among teachers of physical education in Chita has shown that regional component is the least developed field.

Ключевые слова: физическое развитие, двигательная подготовленность, физические нагрузки, IX класс.

Key words: physical development, motion readiness, physical loads, the 9th form.

Цель исследования заключается в разработке научно-методических основ занятий региональной направленности в системе физического воспитания выпускников основной школы Забайкальского края.

Задачи исследования:

1. Сравнить физическое развитие и подготовленность выпускников основной школы Забайкальского края и учащихся европейской части страны.

2. Определить оптимальные физические нагрузки при выполнении упражнений спортивно-тренировочной направленности на уроках физической культуры.

3. Изучить влияние занятий с оптимально-дозированными физическими нагрузками на развитие двигательных способностей школьников.

Уровень физического развития определялся совокупностью методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков (Дубровский В.И., 1998).

Рост стоя измерялся ростомером. При измерении роста исследуемый становился спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планшетку опускали до соприкосновения с головой.

Масса тела определялась взвешиванием на рычажных медицинских весах. Мышечная сила рук измерялась ручным динамометром. Производилось 3 измерения, а наибольший показатель фиксировался в протоколе.

Сила разгибателей мышц спины измерялась становым динамометром (3 попытки).

Окружность грудной клетки в паузе измерялась сантиметровой лентой.

Подростковый возраст — период максимальных темпов роста организма и отдельных его частей, увеличения функциональных резервов, а также гормональной перестройки, связанной с половым созреванием. При повышении роли второй сигнальной системы понижается внушаемость, а неуравновешенность и эмоциональность возрастают.

При нормальном физическом развитии учащихся 14–15 лет, с одной стороны, увеличиваются функциональные резервы кислородтранспортной системы (ударный объем сердца, минутный объем крови, кислородная емкость крови, минутный объем дыхания, абсолютные показатели МПК и пр.), с другой — возрастает экономизация функций в покое (урежение ЧСС и дыхательных движений и т.п.).

Исследования, проведенные М.И Сердцевым (2008) показали, что физическое развитие подростков Забайкальского края происходит гетерохронно: периоды замедленного роста сменяются периодами усиленного развития.

Вместе с тем работы многих авторов, изучающих данный регион, указывают, что климатогеографические особенности, неблагоприятная экологическая ситуация региона существенно сказываются на динамике физического развития школьников.

Это положение подтвердилось приведенным нами сравнительным анализом показателей физического развития школьников Забайкальского края и средней полосы России, который обнаружил значительное отставание читинских школьников от московских сверстников по большинству показателей. Средние показатели длины и массы тела у школьниц Забайкальского края достоверно меньше, чем у московских девочек (соответственно на 3,2 см и 2,8 кг).

Окружность грудной клетки является важным показателем физического развития ребенка, который характеризует тип сложения и уровень функциональной дееспособности организма. Показатели окружности грудной клетки у московских школьниц на 4,4 см выше читинских сверстниц.

Также обнаружены достоверные различия между московскими и читинскими школьницами в показателях жизненной емкости легких.

Анализируя физическое развитие мальчиков Забайкальского края и средней полосы России, необходимо отметить, что по всем показателям исследуемых параметров московские школьники имеют достоверно лучшие результаты, чем читинские.

Уровень развития двигательных качеств, которые определенным образом характеризуют двигательную подготовленность подростков, находится в тесной взаимосвязи с их физическим и функциональным развитием (Кузнецова З.И и др., 1974, Якимов А.М., Ревзон А.С. 2018).

Двигательная подготовленность определялась по степени развития быстроты, силы, выносливости, гибкости, скоростно-силовых качеств, ловкости. Были использованы следующие тесты: прыжок в длину с места, бег 30 м с ходу, бег 6 мин, наклон вперед, сгибание и выпрямление рук в упоре на гимнастической скамейке, бег с препятствиями (на ловкость).

При исследовании двигательной подготовленности подростков особое значение придавалось изучению качества выносливости, так как выносливость тесно связана с физической и умственной работоспособностью.

Результаты исследований позволили установить низкий уровень развития выносливости у школьников Забайкальского края. Так, мальчики г. Читы отстают от московских школьников в показателях на 28%, а девочки — на 34%. Следует отметить также значительную вариабельность в результатах, показанных учащимися Забайкальского края в беге на выносливость. Результаты девочек колеблются от 20 до 240 м, а мальчиков от 40 до 160 м. По-видимому, основной причиной столь значительных различий в показателях выносливости внутри одной возрастной группы является низкая двигательная активность учащихся, связанная с отсутствием привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Одним из важным физических качеств является быстрота — способность человека совершать какое-либо двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени (Зациорский В.М., 1970). По мнению других авторов в проявлении быстроты значительную роль играет подвижность нервных процессов. Установлено, что быстрота является комплексным качеством (Годик М.А., 1966 и др), основными формами которой являются: латентное время двигательной реакции, скорость одиночного движения (при малом сопротивлении), частота движений, быстрое начало движения или резкость. Все проявления быстроты относительно независимы друг от друга (Богданов Г.П. 1983).

Было выявлено, что учащиеся Забайкальского края по уровню развития быстроты отстают от московских школьников. Так, в беге на 30 м с ходу у мальчиков отставание составляет 11,4%, у девочке 20,3%. Выявленные различия имеют степень достоверности.

Уровень развития скоростно-силовых качеств является одной из наиболее важных характеристик двигательной подготовленности человека. Выполнение многих физических упражнений, включенных в программу школы, требует значительного проявления этого качества. Результаты в спринтерском беге, прыжках, метаниях, а также в многочисленных подвижных и спортивных играх во многом зависят от уровня развития скоростно-силовых качеств.

Очень низкие результаты показывали читинские учащиеся при многократном выполнении упражнений скоростно-силового характера: — мальчики на 18,3%, а девочки на 25,6% отстают от своих московских сверстников. При этом особенно низкие показатели выявлены у школьников, которые занимаются физическими упражнениями только на уроках физической культуры.

Среди качеств двигательной функции человека мышечная сила имеет наибольшую значимость для успешного осуществления трудовой, бытовой и спортивной деятельности.

При сравнении результатов, полученных при изучении силы мышц, сгибателей кисти и становой силы у учащихся Забайкальского края и средней полосы России общеобразовательных школ, было установлено, что школьник г. Читы несколько отстают по показателям силы от московских сверстников. У девочек сила правой кисти на 19,4%, а левой кисти — на 17,5% ниже показателей московских школьниц. У мальчиков соответственно — на 18,6 и 19,2%.

Подобная тенденция наблюдается и при сравнении показателей становой силы. Достоверны различия в показателях становой силы у читинских и московских учащихся.

Значительное отставание в уровне развития силы в IX классах читинской школы, вероятно, можно объяснить тем, что по физическому развитию и двигательной подготовленности школьники Забайкальского края значительно отстают от сверстников средней полосы России.

Физические упражнения на гибкость широко применяются в физическом воспитании учащихся: оказывают положительное воздействие на здоровье человека, укрепляют мышечно-связочный аппарат, увеличивают подвижность в суставах, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы.

Результаты обследования позволили установить недостаточный уровень развития гибкости у школьников Забайкальского края: как у мальчиков, так и девочек показатели на 2-3 см ниже нормы.

Таким образом, материалы исследования позволили выявить низкий уровень двигательной подготовленности школьников Забайкальского края. Сложные климатографические особенности, ухудшение экологической ситуации в регионе, снижение жизненного уровня влияют на динамику развития двигательных качеств. Двигательная подготовленность во многом зависит от уровня физического развития, а как было показано выше читинские учащиеся значительно отстают по физическому развитию от школьников европейской части страны. Все это, на наш взгляд, входит в число основных причин низкого уровня развития двигательных качеств учащихся Забайкальского края.

Результаты нашего исследования позволили выявить следующие особенности физического воспитания выпускников основной школы Забайкальского края.

Организационный план. В современных экономических условиях школы Забайкальского края не в состоянии качественно организовать и практически вести со всеми учащимися занятия по различным формам физического воспитания, что не снимает с ним ответственности за это. Поэтому надо определить базовые (обязательные) и вариативные формы и выбрать подходящие к имеющимся условиям.

Опыт нашей работы согласуется с современной установкой (у нас и за рубежом), что из двух имеющихся тенденций — повышение двигательной активности школьников в основном за счет увеличения числа школьных уроков физической культуры и достижения той же цели за счет расширения внеурочных форм занятий, причем даже в большей мере не в школе, а за ее пределами, — более целесообразно придерживаться второй. Особенно мы рекомендуем улучшение клубной работы со школьниками, возможно вместе с родителями и работающей молодежью по месту жительства.

Что касается организации деятельности учащихся девятых классов на уроках физической культуры, то наш опыт дает основание считать, что нет необходимости разделение по степени физической подготовленности мальчиков и девочек на число учебных групп более двух или трех. Причем эти группы не следует называть «сильной» и «слабой» и состав их должен быть «подвижным», то есть может меняться в зависимости от характера занятий. Но вместе с тем учитель физической культуры, зная, на какие делится состав класса и кто из учеников относится к каждому из них (это не трудно установить по результатам осеннего тестирования) должен постоянно иметь в виду особенности двигательной подготовленности мальчиков и девочек для осуществления индивидуального к ним подхода.

Планирование учебно-тренировочной работы. Во второй четверти, после перехода с открытой площадки в спортивный зал, ни в коем случае не исключать из содержания бег умеренной интенсивности и небольшие ускорения. То же делать после завершения лыжной подготовки. Это даст возможность, не снижая уровня развития выносливости школьников, постепенно повышать его в течении учебного года. Выносливость — это в значительной мере показатель общей физической работоспособности организма, а от последнего существенно зависит и состояние умственной работоспособности школьников.

Зимой, во время лыжной подготовки, нужно планировать занятия силовыми упражнениями, например, подтягивание на перекладине, приседание с партнером на плечах и т.п

Привитие учащимися знаний о здоровом образе жизни. Для повышения качества обучения по предмету «Физическая культура» мы уделяли особое внимание на уроках физической культуры знания о здоровом образе жизни. Более того, на контрольных уроках нами проводился систематический опрос по основам знаний в области физических упражнений.

Теоретические сведения более частного характера, например, относящиеся к обучению технике движений, сообщались в процессе практических занятий, на основе эвристического метода (вопросы — ответы), что значительно стимулировало интерес учащихся к выполнению упражнений, повышало их интеллектуальные возможности.

Формирование двигательных умений. В начале всякого обучения движениям важно создать у школьников правильное представление о его структуре и характере, для чего пофазно и по элементам объяснить правильное положение тела в опорной фазе, направление отталкивания и т.п. Без этого невозможно четкое освоение рациональной технике движений и дальнейшее ее самосовершенствование.

Необходимо в каждом классе, приступая к тренировке в том или ином виде движений — беге, прыжках, метаниях, ходьбе на лыжах — обязательно познакомить с серией подводящих и подготовительных упражнений, то есть вспомнить структуру выполняемого двигательного действия. Это делается с той целью, чтобы дети после окончания основной школы могли правильно ходить, бегать, прыгать, метать, подтягиваться, лазать.

Развитие двигательных качеств школьников. Главное — способствовать разностороннему и гармоничному развитию у учащихся жизненно важных двигательных качеств. Это значит, чтобы развивать не только быстроту ациклических и циклических движений, но и быстроту двигательных реакций на разные сигналы, быстроту сложных реакций, на движущийся объект, выбора. Этого нужно добиваться при воспитании выносливости, силы, координации и точности движений. Важно стимулировать развитие у каждого школьника его «ведущего» качества и продолжать работать с отстающими, способствуя повышению гармоничности всей его двигательной сферы.

Выводы

1. Уровень физического развития учащихся девятых классов Забайкальского края существенно ниже по сравнению с данными учащихся г. Москвы, так: а) мальчики значительно отстают от своих московских сверстников по показателям длины тела на 3,9 см (P<0,001), массы тела — на 4,7 кг (P<0,01), экскурсии грудной клетки — на 3,0 см (P<0,05);

б) у девочек обнаружено отставание в показателях длины тела на 3,2 см (P<0,001), массы тела — на 2,8 кг (P<0,01), экскурсии грудной клетки — на 4,4 см (P<0,007)

В двигательной подготовленности мальчики достоверно уступают московским школьникам по показателям выносливости на 53,7 м (P<0,01), быстроты — на 0,36 сек (P<0,001), гибкости — на 1,34 см (P<0,001), ловкости — 0,37 (P<0,01), силы — 5,7 повторений (P<0,01), скоростно-силовых качеств — на 7,4 см (P<0,05).

У девочек обнаружено отставание в показателях выносливости на 119,2 м (P<0,001), быстроты — на 0,51 сек (P<0001), гибкости — на 2,0 см (P<0,01), ловкости — на 1,40 сек (P<0,001), силы — на 5,2 повторений (P<0,001), скоростно-силовых качеств — на 11,4 см (P<0,001)

2. Проведенный педагогический эксперимент, в котором из учащихся IX классов г. Читы были сформированы экспериментальная и контрольная группы, показал, что уроки физической культуры и занятия физическими упражнениями во внеурочное время с учетом регионального компонента имеют большое влияние на физическое развитие и подготовленность, а также содействуют формированию здорового образа жизни учащихся экспериментальной группы.

В беге на 30 м с хода у мальчиков экспериментальной группы снижение времени составило 0,40 сек. (P<0,001), в контрольной группе — 0,02 сек (P<0,05); по прыжкам в длину с места результаты увеличились соответственно на 14,30 см (P<0,001) и 4,71 см (P<0,05); в отжимании на гимнастической скамейке увеличение произошло на 6,32 (P<0,061) и 0,90 (P<0,05) повторений; в 6-минутном беге — на 62,05м (P<0,001) и 17,21 м (P<0,05); в наклоне вперед — на 1,88 см (P<0,001) и 0,20 см (P<0,05); в беге с препятствиями — на 0,40 сек (P<0,001) и 0,02 сек (P<0,001).

У девочек экспериментальной группы в беге на 30 м с ходу снижение времени составило 0,51 с (P<0,001), в контрольной группе — 0,02 сек (P<0,05); по прыжкам в длину с места результаты улучшились соответственно на 12,40 см (P<0,001) и 2,51 см (P<0,05); в отжимании на гимнастической скамейке — на 5,58 повторений (P<0,001) и 0,83 (P<0,05); в 6-минутном беге — на 120,14 м (P<0,001) и 16,44 (P<0,05); в наклоне вперед — на 2,15 см (P<0,001) и 0,29 см (P<0,05); в беге с препятствиями — на 2,41 с (P<0,001) и 0,02 с (P<0,05).

3. По материал полученным в процессе лабораторного эксперимента при многократном выполнении физических упражнений определено следующее количество двигательных действий: при многократном выполнении упражнений на выносливость работоспособность поддерживается в течении пяти-шести повторений; на быстроту — шести-семи повторений; на силу — трех-четырех серий; скоростно-силовой характер — двух-трех серий.

Исследования сердечно-сосудистой системы при выполнении упражнений на гибкость и координационные способности школьников, установлено, что эти двигательные акты не вызывают существенных изменений в деятельности организма.

4. Экспериментальная программа физического воспитания учащихся с использованием различных средств воздействия оказала положительное влияние на эффективность процесса физического воспитания школьников девятых классов Забайкальского края.

Литература

  1. Богданов Г. П. Темпы возрастного развития разных двигательных качеств у школьников // Проблемы здоровья, физического воспитания и безопасности и учащейся молодежи Севера. Матер. регион. науч. — практ. конф. — Мурманск, 1993. — С. 69-70.
  2. Дубровский В.И. Спортивная медицина. — М.: Владос, 1998. — 478 с.
  3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методика воспитания. — М., 1970. — 200 с.
  4. Кузнецова З. И., Шурухина В.К К вопросу о педагогическом контроле за сдвигами физической подготовленности школьников // Матер. V науч.-практ. конф. по физическому воспитанию детей и подростков. — М., 1972. —С. 147-150
  5. Сердцев М.И., Горлачев В.П. Природно-климатические условия среды обитания и здоровья населения Восточного Забайкалья. Чита: изд-во ЧГПИ, 2008. — 68 с.
  6. Сермее Б.В. Специальные упражнения для совершенствования активных и пассивных движений спортсмена. — Горький: Волго-Вятское изд-во, 1968. — 79 с.