Аннотация: в статье анализируются возможности применения и предлагается разработанный алгоритм подбора социальных сервисов Веб 2.0 для организации контроля сформированности лексических навыков у студентов языкового вуза. Контролирующие события вписываются в установки компетентностного подхода к подготовке выпускников вуза.

Ключевые слова: компетентностно ориентированный контроль, компетенции, лексическая сторона речи, социальные сети.

В настоящее время проблема внедрения социальных сетей в образовательный процесс активно разрабатывается многими учеными (Власкина В.Ю., 2018; Сафина Д.Р., 2017; Gonulal T., 2019; Katemba C., 2019; Kukulska-Hulme A., 2018 и др.). Несмотря на относительную разработанность проблемы интеграции социальных сетей в образовательный процесс, представляется необходимым раскрыть особенности функционирования сервисов Веб 2.0 в сфере контроля качества обученности/подготовленности студентов, которая, что очевидно, имеет свою специфику, и разработать определенный алгоритм подбора социальных сетей для конкретного образовательного контекста. В частности, интересно рассмотреть проблему организации контроля применительно к оценке уровня сформированности лексических навыков студентов языкового вуза, осваивающих иностранный язык. Как представляется, такого рода «погружение» контроля в технологии Веб 2.0 способно значительно облегчить работу преподавателя и повысить качество проводимого контроля сформированности лексических навыков у студентов за счет реализации принципов интерактивности и мультимедийности.

Интерактивность интерпретируется как возможность, предоставляемая технологиями Веб 2.0, двустороннего или многостороннего взаимодействия участников интернет-коммуникации друг с другом в режиме реального времени вне зависимости от их географического положения. Данная характеристика соцсетей позволяет превратить текущий контроль в непрерывный, неформальный мониторинг освоения лексического материала. В живом интернет-общении снимается психологическое напряжение студентов, создает доброжелательную атмосферу, что является благоприятным условием развития мотивационной сферы и переводит на более высокий уровень умения работы в сотрудничестве.

Создание личностно-значимого для студента контента [Shadi A. Aljawarneh, 2019] обеспечивает индивидуальный подход в процессе контроля: студентам предлагаются задания, требующие свободного ответа на основе текста, аудио- или видеоматериала, в ходе выполнения которых обучающийся делится своими мыслями и вступает в диалог с остальными участниками процесса. Это позволяет персонализировать речевой опыт и наделить контроль не только дидактической значимостью, но и ценностями межличностной коммуникации.

Социальные сети дают возможность построить компетентностно ориентированный контроль на основе мультимедийности — различных форм представления информации — текстовой, графической, аудиовизуальной. Обучающийся может выбрать основу для своего ответа, т.к. предполагается, что одно задание может с легкостью быть представлено в нескольких или всех указанных формах. Более того, мультимедийность социальных сетей работает и в обратном направлении — свои ответы студенты могут представить в том же разнообразии форм: аудиозапись, видеоролик или текстовое сообщение с прикрепленными изображениями — выбор студента ограничивается лишь его воображением.

Особой возможностью социальных сетей является создание реальной языковой среды, внутри которой будет протекать процесс контроля. Интернет-коммуникация уже давно представляет собой самостоятельную, специфическую область функционирования языка [1, 2, 3]. Общение в сети активно исследуется современными учеными, которые выделяют следующие его особенности: синхронность, разговорность, эмоциональность, интерактивность, переплетение информационной и фатической функций языка, что обусловливает сближение письменной интернет-коммуникации с устной формой существования языка [4]. Для компетентностно ориентированного контроля это дает, как видится, дополнительное преимущество, выражающееся в возможности выявить уровень сформированности лексических умений непосредственно в живом интернет-общении между участниками образовательного процесса.

Приведенные возможности, предоставляемые технологиями Веб 2.0 для проведения компетентностно ориентированного контроля сформированности лексических навыков и умений, одинаково справедливы для всех видов социальных сетей, однако каждый из них (видов) может быть применен при организации контроля с определенными ограничениями или особенностями ввиду различного набора технического функционала, целевой направленности и других характеристик. В связи с этим для выявления оптимального варианта проведения контроля, необходимо отталкиваться от ряда критериев.

Целевая направленность. Исходя из данного критерия можно выделить смешанные, контактные, новостные, развлекательные и деловые социальные сети. Как показал анализ, для контроля сформированности лексических навыков наиболее предпочтительны смешанные социальные сети, т.к. они уже являются частью повседневной жизни студента, хорошо ему знакомы. Они задействуют мотивационную сферу обучающегося эффективнее остальных, что доказывается количеством активных пользователей. Это позволяет предположить, что и мотивационная функция контроля в таких СС будет реализовываться эффективнее.

Доступность. Социальные сети могут быть открытыми и закрытыми — очевидно, что сложный процесс регистрации затруднит начало работы и может стать причиной невозможности использования определенными сервисами, поэтому, следует отдать предпочтение открытым социальным сетям.

Форма. К ним относятся мессенджеры, видеохостинги и фотохостинги. Обширный функционал смешанных социальных сетей дает возможность сделать контроль более интересным, разнообразным и эффективным.

Программное обеспечение. В зависимости от технических требований могут быть выделены компьютерные, мобильные и кроссплатформенные социальные сети. Максимальная техническая мобильность средств обучения — одно из требований времени. Самыми гибкими с этой точки зрения считаются кроссплатформенные социальные сети, которые можно использовать с любого доступного устройства, что позволяет снизить риски технических неполадок, препятствующих проведению контроля.

Отталкиваясь от приведенных критериев, следует сделать вывод о том, что для организации контроля сформированности лексических навыков и умений предпочтительны смешанные по целевой направленности и форме, открытые кроссплатформенные сети. К ним относятся довольно много сервисов, среди которых: Facebook, Vk, Twitter, Instagram, Odnoklassniki. Чтобы сделать выбор в пользу одного из них, мы составили список функциональных возможностей, которые могут быть применены в контроле сформированности лексических навыков и умений у обучающихся:

· возможность создавать группы — микросообщества пользователей, объединенных схожими взглядами, интересами или преследующие одни цели в интернет-общении;

· возможность создавать групповые чаты;

· возможность создавать посты и оставлять комментарии;

· возможность сортировки создаваемого контента;

· возможность хранения материалов;

· специфические возможности.

С учетом всех выделенных возможностей становится очевидным тот факт, что самой многофункциональной, с точки зрения возможности проведения контроля, является социальная сеть Facebook. В пользу выбора этой сети следует добавить географический фактор: она одна из наиболее популярных соцсетей в странах изучаемого языка, как следствие, приобретенные и развитые навыки пользования сервисом будут способствовать в дальнейшем установлению межкультурной интернет-коммуникации и послужат дополнительным стимулом к изучению иностранного языка.

Итак, в контексте постоянных преобразований как в системе образования, так и в инновационных методах внедрения ИКТ в образовательный процесс поднятый вопрос представляется особенно актуальным, остро нуждающимся в разработке. Дальнейшие исследования покажут, насколько эффективны сервисы Веб 2.0 в контроле сформированности лексических навыков и умений в рамках иноязычного образования в высшей школе.

Литература

  1. Власкина В.Ю. Образовательный потенциал социальных сетей Твиттер и Инстаграм в обучении иностранным языкам: методика исследования // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 178-184.
  2. Матусевич А.А. Общение в социальных сетях: прагматический, коммуникативный, лингвостилистический аспекты характеристики: диссертация к.ф.н. Киров, 2016. https://diss.unn.ru/files/2016/670/diss-Matusevich-670.pdf
  3. Сахарова Т.Е. Использование социальных сетей для эффективного изучения иностранных языков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 1. С. 269–272.
  4. Соснина Л.В. Интернет-коммуникация как средство демократизации языка // Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания русского и иностранных языков. Материалы I Международной научно-методической конференции «Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи». Донецк, 2018. С. 149-155.
  5. Aljawarneh, A.S. Reviewing and exploring innovative ubiquitous learning tools in higher education // Journal of Computing in Higher Education. 2019. № 10. pp. 1-17.
  6. Katemba C. Students’ vocabulary enhancement at grade 10: A comparative study using CALL & MALL in Indonesia // CALL-EJ. 2019. № 20. pp. 87-114.
  7. Kukulska-Hulme A. Mobile assistance for personal learning on a massive scale // Flipping the blend through MOOCs, MALL and OIL — new directions in CALL. Research-publishing.net. 2018. pp. 1–8.

SOCIAL NETWORK AS A TOOL OF STUDENT’S LEXICAL COMPETENCE DEVELOPMENT CONTROL ORGANIZATION.

A.S. Aleshkina

Annotation: The paper considers the possible ways of social network’s implication in competence-based control in lexical competence development of language university students. The criteria of social network selection for the educational purposes in competence-based control.

Keywords: competence-based control, competences, lexical aspect of speech, social network.