Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие личности ученика, чтобы выпускник гибко адаптировался в меняющихся жизненных ситуациях, приобретал необходимые знания, применял их на практике, работал с информацией, был коммуникабельным в различных социальных группах, умел работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умело выходя из них.

Добиться этого можно через личностно ориентированные технологии, ибо обучение, ориентированное на некоего среднего ученика, не может отвечать сложившейся ситуации. Как отмечает И.А. Зимняя «... все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются, как принадлежащие конкретному человеку, что они производны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями» [1].

Поэтому применяю личностную индивидуализацию, которая заключается в том, что приёмы обучения соотносятся со свойствами личности каждого ученика, т.е. эти свойства учитываются при выполнении тех или иных заданий. «В процессе обучения речевой деятельности личностная индивидуализация приобретает большую значимость, т. к. безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Она тесно связана с сознанием, со всеми психическими сферами человека как личности. Нельзя обучать речевой деятельности, не обращаясь к индивидуальности учащегося» [2].

Используя личностно ориентированные технологии и принципы индивидуализации и дифференциации в обучении, стараюсь добиваться от обучающихся прочных знаний, соответствующих современным требованиям.

Для того, чтобы ученик мог проявлять свою индивидуальность, необходимо предоставлять учащемуся право выбора, т.е. в рамках одного и того же упражнения выбирать те или иные средства в соответствии со своими потребностями, интересами, вкусами, настроением, контекстом деятельности, мнениями.

Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при работе: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы. Как это реализовать? Думаю, умение анализировать и прогнозировать образовательный процесс через использование современных методик мониторинга также является обязательным в современных условиях. Необходимо хорошо изучить учеников (их интересы, характер, взаимоотношения, мотивационную сферу и многое другое), свести это в специальную схему, методологическую характеристику класса, которая используется при подготовке и проведения урока.

Убеждена, что именно мониторинг позволяет сделать учебный процесс прогнозируемым и успешным. Перед началом учебного года заполняю методическую характеристику классов.

Как правило, работу с новым составом учеников 5-х классов начинаю еще тогда, когда дети являются учениками 4 класса: присутствую на некоторых уроках, внеклассных мероприятиях, беседую с учителем начальных классов. Принимая ребят в 5 классе, имею определенную картину об их интересах, увлечениях, личностных достижениях и проблемах в развитии.

Методологическая характеристика класса помогает в быстрой постановке «методического диагноза и нахождении на основании этого диагноза правильной стратегии и тактики индивидуального подхода к ученикам» [3]. Располагая сведениями об индивидуальных свойствах ученика, преподаватель может с самого первого урока учитывать недостающие способности и развивать их на уроке, заставляя ученика чаще упражняться в тех видах деятельности, которые развивают недостающие у него способности, так и на дополнительных заданиях с помощью специальных упражнений. Это намного упрощает управление процессом усвоения нового материала и формирования соответствующих навыков. Учителю при подготовке к уроку достаточно одного беглого взгляда на таблицу, чтобы определить, какие этапы урока будут трудными для каждого ученика. Так, мне как учителю, в работе над произносительной стороной речи школьников особое внимание необходимо уделять Васе К. и Максиму Л., на презентации новых грамматических явлений — Насте Е. и Инне С.

Сведения о сфере желаний и склонностей школьников позволяют также организовать их обучение по интересам в парах, группах, выбирать значимые для большинства учащихся события, факты, фильмы, книги, на основе которых строятся рассказы для освоения новых слов и аудирования, составляются микродиалоги, монологические высказывания и т. д., удовлетворять и развивать учебные и внеучебные интересы учеников при помощи индивидуализированного раздаточного материала. Например, при подготовке урока по теме: «My Hobby» (7 класс) даже «слабые» дети с увлечением рассказывают о своих коллекциях марок, открыток, демонстрируют поделки, выполненные своими руками.

Создать благоприятный психологический климат общения на уроке помогают сведения о составе референтных групп. Референтная группа — это группа лиц, наиболее авторитетных для данного ученика. Для того, чтобы ученик желал и мог проявить свою индивидуальность в общении, моделируемом на уроке, он должен чувствовать себя раскрепощенным в речевом отношении, не опасаться насмешек со стороны товарищей ни во время урока, ни после него.

Воспитание речевого коллектива происходит намного быстрее, если оно в первую очередь касается наиболее популярных учеников, которые, как правило, являются лидерами референтных групп, остальные ученики сверяют по ним своё поведение. Например, несомненными лидерами в этой группе среди девочек является Лена Г., а среди ребят — Юра С., который не является отличником. Составляя микрогруппы, учитываю тот факт, что даже слабоуспевающий ученик скажет две-три фразы, если он будет работать под руководством этих ребят.

Хорошо изучив индивидуальные свойства личности, можно, применяя все это во время урока, способствовать формированию положительного отношения и мотивации к изучению иностранного языка. Например, ученица 7 класса Маша О. по характеру очень застенчивая, робкая девочка. На первых уроках она только повторяла фразы, т.е. инициативы никакой не проявляла. Маша очень любит рисовать, занимается в художественной школе. Поэтому, готовясь к какому-нибудь мероприятию или уроку, я ей давала задания по оформлению. Затем понемногу стала давать карточки с лексикой для описания того или иного эпизода (5-6 классы). А сейчас Маша может сама рассказать о просмотренной выставке, любимом художнике и т.д. Хотя, конечно, она это делает не так бойко, но уже уверенно, а главное — с желанием. При изучении темы «Досуг» Маша получила задание рассказать об известных русских художниках. И тогда она «провела» нас по «залам музея», показала картины «мини-вернисажа» и описала жизнь великих художников.

Так, сведения о любимых предметах, увлечениях, интересах помогают учителю организовать индивидуальную работу по овладению учеником определенным умением, развитию этого умения. И в первую очередь тех учебных умений, которые позволили бы компенсировать недостающие способности или качества.

Поэтому в своей работе отбираю и прорабатываю методы, подходы и технологии, которые могли бы предоставить возможность устной практики каждому ученику на уроке не менее 10-15 минут, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов.

Конечно, при использовании этих методов на уроках иностранного языка самое трудное — добиться, чтобы ученики общались на иностранном языке. Но это и является целью обучения. В результате такой работы удается увеличить время устной речевой практики ученика на уроке. У учителя появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностного общения школьников для совершенствования речевых умений.

Литература

  1. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение. — 1991. — 222 с.
  2. Кузовлев В.П. Методологическая характеристика класса как средство индивидуализации процесса обучения иноязычному общению.- М.: Просвещение.- 1997 г.
  3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе.- М. : Просвещение.-1998 г.