Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактических игр, игр на шумовых музыкальных инструментах.
Задачи мастер-класса:
1. приобщать воспитателей к музыкальной культуре, расширять их кругозор;
2. познакомить со способами активизации интереса детей к музыкальному искусству и самостоятельной музыкальной деятельности детей;
3. познакомить участников мастер-класса с новыми музыкально-дидактическими играми и приёмами игры на шумовых музыкальных инструментах.
Форма проведения: практическое занятие с педагогами.
Продолжительность мастер-класса: 30 минут.
Практическая значимость мастер-класса: освоение педагогами ДОУ (воспитателями) приемов организации музыкально-игровой деятельности детей.
Участники мастер-класса: воспитатели ДОУ.
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть
a. Вступительное слово «Актуальность проблемы»
b. Теоретическое обоснование темы «Музыкальная игра как вид музыкальной деятельности детей в группе»
2. Практическая часть
a. Музыкально-дидактические игры
b. Сказки-шумелки
c. Пословицы и поговорки
3. Рефлексия — итог занятия
Ход мастер-класса
Актуальность проблемы
Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами.
При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.
Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:
1. Игра на детских музыкальных инструментах.
Дети очень любят играть на музыкальных инструментах. Они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество.
Роль воспитателя — поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
Самые оригинальные инструменты можно изготовить с помощью родителей и детей. Ими станут шумелки, шуршалки, щипалки, стучалки, звенелки и свистелки, сделанные из подручных материалов.
При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему
3. Звуковая иллюстрация стихов
4. Сказки-шумелки
2. Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра.
Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно — ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто, что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.
Типы музыкальных игр:
-подвижные
-хороводные
-настольные
Характерным для каждой игры является наличие в ней:
-обучающей задачи
-содержания
— правил
— игровых действий
3. Музыкально-дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука
Виды музыкально-дидактических игр:
-для развития звуковысотного слуха
-на развитие чувства ритма
— на развитие тембрового слуха
— на развитие диатонического слуха
— на развитие памяти и слуха
Все пособия условно разделены на три группы:
— пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш)
— пособия, которые дают представления о содержании музыки, о музыкальных образах
— пособия, которые формируют у детей представления о средствах музыкальной выразительности
Практическая часть
Музыкально-дидактические игры:
1. МДИ на развитие детского творчества «Кто в корзиночке моей»
2. МДИ на развитие детского творчества «Музыкальные подарки для елочки»
3. МДИ на развитие чувства ритма «Музыкальный кубик»
4. МДИ на развитие ритмического слуха «Любим мы в оркестр играть»
5. МДИ на развитие ритмического слуха «Веселый дождик»
Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом.
У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста себе по одному.
Сказки-шумелки
Наступила осень
1. Рассказ с использованием шумовых музыкальных инструментов
Наступила осень (звучит бубен).
Под ногами зашуршали первые опавшие листья (звуки шуршащей бумаги).
Подул осенний ветер (звучит панфлейта, можно заменить пластиковой бутылкой ),
Пригнал темные тучи (звуки барабана).
Закапал дождик (звучит металлофон),
А потом все чаще и чаще (звучит металлофон),
Побежали ручьи по дорогам (звучат «буль-бульки» ). /дуем в баночку с водой через трубочку/
Холодно и сыро стало вокруг...
Но вот дождь закончился
И из-за тучи выглянуло солнышко (звучат металлические тарелки, крышки от кастрюли),
Осветило солнышко осеннюю полянку (снова звучат тарелки, крышки от кастрюли),
и увидели мы красивые, разноцветные деревья.
Ветер подул на них (звучит панфлейта),
и деревья зашумели своей листвой (раздаются звуки погремушек из пластиковых бутылочек) .
Где-то далеко застучал дятел (звучат палочки или колпачки),
Белка готовила запасы на зиму и прыгала по веткам (звучит бутылочка-колокольчик),
зайка спешил поменять свою шубку (звучат барабанчики разной высоты).
Птицы запели в последний раз перед тем, как улететь на юг (свист птички-свистульки).
Днем все собрались на полянке: и солнышко, и деревья, и листья, и ветер — и стали радоваться последним теплым денькам (звучат все инструменты).
Но вот наступил вечер и все вокруг умолкло.
Стало тихо-тихо
2. «Наш оркестр» (игра на шумовых музыкальных инструментах)
Ведущий. На этой веселой ноте я заканчиваю свой мастер-класс
Чему-нибудь и как-нибудь
Вы научились понемногу? (Да.)
И в детство вы нашли дорогу? (Да.)
Ну что ж, оценим ваши знанья. (Ведущий берет корзинку с орешками.)
Есть у меня орешки мудрости
И в них сокрыт секрет...
Их раздам я вам,
В одних пословицы — конец,
В других — ее начало.
Звучит музыка. Ведущий раздаёт орешки. Коллеги открывают орешки. В ходе обсуждения собирают пословицы и поговорки по смыслу.
Пословицы и поговорки
1. Детишек воспитать — не курочек пересчитать.
2. В одиночку не одолеешь и кочку.
3. Ребенок — это воск, что хочешь, то и сольешь.
4. Играть играй, да дело знай.
Ведущий. Какие мудрые пословицы... Они подтверждают:
Нет ничего прекраснее на свете
Счастливой дружной садовской семьи,
Где педагоги, родители и дети
Живут в мире, дружбе, любви!
Мир без искусства
Всем будет тесен,
Вы все убедились, друзья.
А музыка — главное чудо на свете,
И с детства — наша путеводная звезда.
Список литературы
- Девятова Т.Н. Звук — волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста — М.ЛИНКА —ПРЕСС, 2006 г.
- Бугельский Ю.А. «Игрушки — самоделки в детском саду», М., 1995.
- Тютюнникова Т. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Либроком, 2010